АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Эксперты перечислили плюсы и минусы сервисов доставки товаров из-за рубежа

08.02.2023
Эксперты перечислили плюсы и минусы сервисов доставки товаров из-за рубежа

Весной на месте Zara откроются магазины нового бренда - к разработке коллекций будут привлечены специалисты из Inditex (компания, владеющая этим, а также другимибрендами масс-маркет - Bershka, Oysho, Pull & Bear и Stradivarius), но они будут созданы специально для российского рынка и, вероятно, будут отличаться от зарубежных. Тем не менее за время приостановки работы Zara и других западных игроков в России отечественные покупатели научились добывать желаемые вещи ушедших брендов. РБК Life рассказывает, кто им в этом помогает. Прошел почти год с тех пор, как международные бренды приостановили работу в России. Одни из них покинули локальный рынок навсегда, другие ушли, но обещали вернуться - в том числе под другими названиями. Подобные камбэки, однако, незначительно меняют общую расстановку сил в ретейле: согласно опросу, проведенному в январе Институтом общественного мнения «Анкетолог», треть россиян (34%) все равно ощущают дискомфорт из-за ухода привычных коллекций и имен. А именно - H&M (61%), Adidas (57%), Zara (52%), Nike (49%) и Reebok (41%).

При этом, по замечанию исследователей, опрошенные скорее скучают по временам, когда любимые магазины одежды и обуви можно было встретить в любом торговом центре. Так, согласно октябрьскому исследованию «Анкетолога», 19% жителей России продолжают покупать зарубежные бренды, покинувшие отечественный рынок, «обходными путями». Но какими? Первый из таких обходных путей - маркетплейсы: там коллекции известных производителей представляют небольшие частные компании, закупающие вещи в магазинах и перепродающие их с наценкой. Несмотря на очевидно удобный процесс заказа, минусы такого шопинга тоже ясны: ограниченный ассортимент и более высокая цена отпугивают многих. Альтернативную возможность приобрести вещь из зарубежного магазина предлагают перекупщики, или байеры. Ими выступают как отдельные специалисты, так и небольшие группы в Telegram или даже службы доставки. «Если бы нужно было выбрать слово года в рамках моего блога, то это однозначно был бы «байер», - говорит блогер Мария Лысенок, которая в своих соцсетях дает подписчикам советы о том, как заказать в текущих условиях привычные вещи. По её мнению, рынок баинга очень изменился в 2022 году. «Если опираться на мой личный опыт, то раньше я могла заказать у байеров вещи, которые нельзя было купить в Москве или которые не могли привезти мои друзья, - что-то очень нужное из какой-нибудь далекой страны, где я никогда не бываю. Но в 2022-м я стала пользоваться услугами байеров намного чаще, заказывая товары для себя или детей».

Откуда взялись байеры. Сфера услуг по доставке товаров развивалась во многом «благодаря» санкциям 2014 года и падению рубля: приобрести некоторые вещи за рубежом и оплатить доставку было выгоднее, чем сделать покупку в России. Кроме того, некоторых покупателей привлекала возможность эксклюзивности: не все товары и модели были доступны для отечественного рынка, особенно в люксовом сегменте. Один из проектов, давно предлагающий свои услуги в этой сфере, - Tuff Stuff: «Сервис был придуман более десяти лет назад: я была студенткой МГУ и мне хотелось заработать на том, что я люблю, - говорит основательница Tuff Stuff Ольга Зябликова. - Уже тогда я твердила, что за персональным шопингом будущее». Чтобы отстроиться от конкурентов, проект руководствовался девизом «treasure hunting» - охота за сокровищами. «Мне всегда было интересно найти то, чего не было у других байеров, например, винтажные подтяжки Chanel, или первой получить доступ к коллекции до её официального выхода, - продолжает Зябликова. - Но сейчас этот девиз поддерживать сложно, так как люди преимущественно покупают то, что бренды тиражируют через агрессивный инфлюенс-маркетинг».

Однако нельзя отрицать, что именно такая массированная реклама от крупных брендов двигает рынок и вместе с тем влияет на сферу услуг дистанционных заказов: чем более очевиден спрос, тем скорее появится соответствующее предложение. Так, в 2022 году крупные логистические компании - СДЭК, Boxberry, «Бандеролька» и другие - объявили о запуске или развитии сервисов доставки из зарубежных интернет-магазинов. «Мы не были уверены в постоянстве спроса на услугу, но мысль о создании такого сервиса так зарядила команду, что мы сразу же принялись за реализацию», - рассказывает Алина Зорина, руководитель проекта по выкупу и доставке зарубежных посылок BXBox by Boxberry. По её словам, все началось в первом квартале 2022 года с нескольких подобных запросов от текущих клиентов: возникла необходимость в зарубежном шопинге и оплате товаров за границей картами отечественных платежных систем. Перспективность ниши оценили не только крупные компании. «Мы были лишены привычного, достаточно легкого пользовательского пути для заказа товаров с международных сайтов, - делится Виталий Салимовский, сооснователь запущенного в 2022 проекта по выкупу товаров с международных платформ The Same Store. - Тогда привлекли друзей для тестирования гипотезы, а сколько таких, как мы. Оказалось, много».

Простой порог входа в эту сферу и довольно стабильный спрос стали плодотворной почвой для появления многих «частников»: оказавшиеся за границей люди в частном порядке выкупают и отправляют нужные товары россиянам. «В России у меня был шоурум женской одежды, и, как только я начала показывать своим подписчикам жизнь в Турции, мне начали поступать вопросы о выкупе вещей, которых нет на отечественном рынке либо они есть, но продаются по высоким ценам, - рассказывает Алена Бонарева, с ноября этого года предлагающая услуги выкупа товаров в Стамбуле. - Так я и стала байером». Как работает выкуп и доставка товаров из-за рубежа. В зависимости от выбранного сервиса и ценового сегмента шопинга этот процесс немного отличается в деталях, но всегда одинаков с точки зрения прохождения необходимых этапов. Шаг 1. Выбор товара. Покупатель открывает зарубежный онлайн-магазин (для этого необходимо поменять локацию на официальном сайте бренда или включить VPN) и составляет список понравившихся вещей. Если вы пользуетесь сервисом доставки, то необходимо отправить ему ссылки на товары, нужный размер и выбранный цвет. Если это персональный байер или люксовый консьерж-сервис, то он поможет не только с поиском вещей, но даже с определением модели по фото и в целом будет сопровождать вас на каждом этапе совершения заказа.

Шаг 2. Оформление и оплата заказа. Если это байер, то оформление заказа происходит через личное общение, если сервис - через ручное заполнение нескольких форм на сайте. Оплата заказа производится картой зарубежного банка, при её отсутствии можно воспользоваться соответствующей услугой от перекупщика, заранее уточнив курс конвертации рубля в валюту покупки (он, вероятно, будет отличаться от биржевого). Шаг 3. Доставка. Каждый сервис и байер называет свой срок доставки товара - в среднем две недели с момента оплаты заказа. Но лучше заложить чуть больше времени на случай непредсказуемых ситуаций, а также уточнить у перекупщика все звенья логистической цепочки. Например, некоторые доставляют заказы грузовиками: ждут, когда они забьются полностью, и только потом отправляют в Россию. В этом случае срок ожидания заказа может увеличиться. В целом скорость доставки - конкурентное преимущество сервиса. Однако стоит учитывать, что, чем короче срок, тем выше может быть комиссия. Разные риски. К кому все же стоит обращаться, если хочется заказать вещи из новой коллекции Zara или фен Dyson: к крупным логистическим компаниям, специальным сервисам или частным байерам? Ответ на этот вопрос можно найти только самостоятельно, взвесив все риски, и в каждом случае они свои.

Эксперты перечислили плюсы и минусы сервисов доставки товаров из-за рубежа

«Как показали наши личные фокус-группы среди активных любителей шопинга, в 2022 году клиенты не побежали к байерам, - говорит Виталий Салимовский. - Это обусловлено низким кредитом доверия, отсутствием прозрачности заказа, каких-либо гарантий и клиентского сервиса как такового». Сооснователь The Same Store признает, что на рынке есть профессиональные байеры с наработанной репутацией и большой клиентской базой, которые могут легко достать даже самые редкие лоты, но подчеркивает, что их довольно мало. Главный риск здесь заключается в том, что такие отношения чаще всего строятся на доверии - без заключения договоров или иных подтверждающих сделку юридических документов. Так, в начале января блогер Анна Худоян опубликовала в Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ) цикл сторис о девушке-байере из Берлина, которая по её просьбе заказала товар на общую сумму около €10 тыс. и перестала выходить на связь. Худоян решила поделиться историей с подписчиками после того, как ей, по её собственным словам, не ответили ни в WhatsApp, ни в «директе», и провозгласила «новое негласное правило»: не рекомендовать байеров с опытом совместной работы менее года. «Я искренне не понимаю, что происходит с некоторыми людьми. Не хочется верить, что они приходили в эту профессию изначально, чтобы обманывать людей», - написала Худоян.

В случае обращения к частным перекупщикам важно понимать, что риск неисполнения обязательств довольно высок. Это не сервис, где вы защищены и где есть договор оферты, это услуга, «где вы перечисляете сумму с карты на карту и ждете», говорит Мария Лысенок. Здесь приходится выбирать между гарантией и скоростью, ведь байеры, продолжает эксперт, «всегда работают намного быстрее». Сроки доставки товаров крупными компаниями действительно оставляли желать лучшего в 2022 году. Задержка составляла не пару недель, а зачастую несколько месяцев. Например, летние платья H&M, заказанные через CDEK.Shopping в конце мая, пришли лишь во второй половине октября. «Сервис СДЭК объяснил столь сильную задержку лишь проблемами на американском складе», - рассказывает о своем опыте Нино Билиходзе, Market & Beauty Director «РБК Стиль». Похожая ситуация, но с другим сервисом произошла и у Марии Лысенок. «Единственный негативный опыт у меня случился с сервисом Azora, которым я пользовалась ранее. С его помощью можно было покупать вещи на португальских сайтах. И если раньше доставка была в течение месяца, то при заказе в июле я получила заказ в конце октября. При этом ни в Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ), ни в оповещениях никто не говорил, что сроки могут настолько затянуться», - объясняет блогер. Она предполагает, что компания просто не ожидала такого наплыва клиентов: «Образно говоря, Azora получила 10 тыс. заказов вместо 100». К тому же есть вопросы к логистике и таможне, которая, вероятно, оказалась перегруженной.

Можно ли избежать всех этих рисков, сотрудничая с перекупщиками? Отчасти да. «Если вы приходите к новому для вас байеру или сервису, важно изначально понять все условия, - продолжает Мария Лысенок. - Сколько будет стоить товар в рублях в момент оплаты с учетом курса, комиссии и доставки? Куда придет товар: на склад в Москве или на конкретный адрес? Возможна ли доставка товара в другой город? Как долго она будет идти и какие проблемы могут возникнуть? Не стесняйтесь задавать вопросы - это услуга, за которую вы платите». Важный момент, который тоже стоит иметь в виду, - оплата заказа. «Бывают байеры, которые принимают оплату на русские карты, есть те, кто просит перевод «Юнистримом», - это не страшно, все делается быстро в приложении». По опыту Лысенок, кто-то хочет получить оплату не после получения заказа, а сразу, «и это абсолютно оправданно». «Допустим, байер покупает для вас сумку Chanel за большие деньги, отправляет её в Россию, а вы отвечаете, что больше её не хотите. Для него это риск. Но перевод значительной суммы денег может быть, в свою очередь, риском для покупателя, поэтому сотрудничество с перекупщиком лучше начинать с небольших заказов, а чтобы проверить человека и удостовериться в его честности, можно загуглить отзывы или поспрашивать у друзей».

Доверие и сервис. Чтобы минимизировать риски с обоих сторон, считает основательница Tuff Stuff Ольга Зябликова, рынку персонального шопинга в России необходима государственная поддержка и регулирование, которое уже есть во многих странах. Тем более что этот феномен никуда не денется, а будет только развиваться. В сегменте люкс, в котором работает Tuff Stuff, сервис играет первостепенную роль. «Все мои сотрудники (менеджеры по продажам) на собеседованиях проходят тест: нужно по дизайну примерочной, где было сделано фото, определить бренд. Этот пример показывает, насколько быстро нужно ориентироваться в брендах и в их отличительных особенностях», - говорит Зябликова. При работе с клиентом такой менеджер сможет найти и купить нужную вещь, даже если она была «тайком сфотографирована на ком-то в ресторане». В более массовом сегменте, при заказе через логистические компании, покупателям тоже нужна поддержка: решение вопросов с зарубежными интернет-магазинами из другой страны может быть сложным. По словам Алины Зориной, у Boxberry за нее отвечают официальные байеры, которые могут проконсультировать клиента, например, по части проверки товара на возможность ввоза в Россию (здесь есть ограничения по стоимости заказа и по некоторым категориям товаров), а также оформления возврата.

Виталий Салимовский из The Same Store с коллегами соглашается: если ничего не изменится, то сервисов по доставке заказов из-за рубежа будет только больше. Но подчеркивает: «Именно сервисов, потому что мы уже так избалованы качеством предоставляемых услуг, что не готовы даже при сложных внешних факторах получать более низкий их уровень».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.