АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Эксперты оценили, на сколько упадет экспорт нефти из России в 2023 году

09.01.2023
Эксперты оценили, на сколько упадет экспорт нефти из России в 2023 году

От добычи нефти зависят доходы нашего бюджета, в том числе обеспечивающие выплаты по социальным программам поддержки, финансирование медицины, образования, академической науки и многих других жизненно важных отраслей. Производство нефти в свою очередь зависит от объемов её экспорта и переработки. Добыча нефти в России в 2022 году составит около 535 млн тонн, что на 2% больше, чем в 2021 году, сообщил в конце декабря вице премьер Александр Новак. Но уже в 2023 году ожидается спад до 490 млн тонн. Связано это с переориентированием поставок нефти и нефтепродуктов с Запада на восток из-за санкций и ограничений ЕС и США. Запрет на импорт нефти из России в ЕС введен с 5 декабря, тогда же стал действовать потолок цен на нашу нефть (60 долларов за баррель), но на объемы добычи он пока не сказался. По данным Центра развития энергетики (Центр РЭ) в декабре 2022 года добывалось нефти столько же, сколько в ноябре - 10,9 млн баррелей в сутки. При этом экспорт сырой нефти после эмбарго сократился на 11-13% по сравнению с ноябрем.

В феврале начнет действовать также запрет ЕС на импорт наших нефтепродуктов, а также потолок цен на них, который пока не определен. И он может оказать более серьезное воздействие на отечественную нефтяную отрасль, поскольку перенаправить поставки нефтепродуктов значительно сложнее, чем сырой нефти. По оценке Центра РЭ в первом квартале этого года объем первичной переработки нефти в России может сократиться на 1 млн баррелей в сутки. А это означает, что добычу также придется снижать. Ожидать можно как позитивного, так и негативного сценария. Как отмечет аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин, российские нефтяные компании в основном уже переориентировали поставки сырья с рынка ЕС на азиатские рынки. В этой связи, добыча нефти в РФ пока не пострадала на фоне роста внутренней переработки. Сейчас идет переходный период после введения потолка цен и эмбарго, поэтому только через пару месяцев станет понятен эффект от данных ограничений. Теоретически Россия могла бы и дальше наращивать нефтепереработку, чтобы не глушить скважины.

Ещё в январе в ЕС поставлялось 85% общего объема морских поставок нефти Urals - 5,16 млн тонн из 6 млн тонн, а в сентябре - уже 24% (1,78 млн тонн из 7,4 млн), уточняет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. В эмбарго ЕС и G7 важен не столько «потолок» цен, как ограничение на перевозки судами из стран, входящих в эти политические блоки, а также на страхование и нефтесервисные услуги. На эти виды деятельности распространяется экстерриториальный принцип. Под санкции могут попасть зарубежные контрагенты России вне ЕС. Риск применения санкций к покупателям российской нефти заставлял в начале декабря отказываться от сделок ряд покупателей в ожидании конкретики. Вопрос того, удастся ли к концу 2023 года перенаправить весь объем на другие рынки лежит в юридической плоскости: как будет применяться экстерриториальный принцип санкций, будут ли его бояться покупатели, отмечает эксперт. По его мнению, самое сильное падение добычи произойдет в первом квартале 2023 года, на 600 тыс. баррелей в сутки. Затем добыча будет постепенно восстанавливаться, хоть и слабыми темпами. Процесс восстановления будет обусловлен увеличением дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту Brent, что сделает нашу нефть привлекательнее для Азии.

Как отмечает Потавин, другие пути поддержания высоких уровней экспорта российской нефти находятся в серой зоне. Например, перегрузка нефти с корабля на корабль в море. Неслучайно в середине декабря значительно выросло количество российской нефти, отправляемой морем без указания конечной точки маршрута. К 20 декабря 2022 года более половины всех танкеров, выходящих с российской нефтью из портов Арктики, Балтийского и Черного морей направлялись через Суэцкий канал без конечного пункта назначения. Но вот перенаправить продукты переработки нефти на внешние рынки будет гораздо сложнее, поясняет Миронюк. Новые покупатели российского сырья заинтересованы в его переработке на своей территории и формировании добавочной стоимости за счёт производства бензина, дизеля, авиа и судового топлива. К примеру, Турция кратно нарастила покупки сырой нефти из России, а закупки дизеля, напротив, сократились. В этом отношении России придется развивать поставки на принципиально новые рынки, в том числе Южной Америки, считает эксперт.

С этим согласен Потавин, запрет на экспорт российских нефтепродуктов будет весьма болезненным для наших нефтяных компаний. Дело в том, что страны ЕС и США - крупнейшие импортеры нефтепродуктов в мире. КНР и Индия покупают сырую нефть и сами являются крупными центрами переработки нефти. Поэтому после начала действия европейского эмбарго на экспорт нефтепродуктов из России, их объемы могут просесть на 30% год к году. Наибольшие сложности возникнут с перенаправлением на другие рынки котельного топлива и мазута. Один из способов, которым российские нефтепродукты, такие как мазут, могут попасть потребителям - это потоки через региональные распределительные центры, которые обычно имеют большие наземные или плавучие хранилища и могут смешивать российское топливо с другими продуктами, прежде чем они будут перемаркированы с указанием нового происхождения и отправлены дальше. Но эта «серая» схема сопряжена с ростом издержек, уточняет эксперт.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.