АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Контейнерная перспектива

30.11.2022
Контейнерная перспектива

В России проанализировали финансовую выгоду от грузовых перевозок разных видов продукции. На Транспортной неделе - 2022 участникам рынка представили исследование о роли железнодорожных перевозок разных номенклатур грузов в экономике страны. Документ содержит целевой сценарий развития контейнерных отправок до 2025 года с акцентом на выгоду для государства. Особенно остро стоит вопрос угольного экспорта, планируемый рост которого необходимо ограничить. Разработчиками исследования выступили фонд «Центр стратегических разработок» совместно с Центром экономики инфраструктуры и Евразийским союзом участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП). Как рассказал «Гудку» исполнительный директор ЕСП Сергей Авсейков, в условиях дефицита железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне важно комплексно проанализировать вклад в экономику государства от перевозки разных грузов. «Такие расчёты произведены впервые, что позволяет дальше вести дискуссию о распределении мощностей», - добавил Сергей Авсейков.

Согласно исследованию, наибольший вклад в ВВП России приходится на экспорт металлов и металлопроката. Второе место занимает перевозка продукции химической промышленности, пластмассы и каучука, а третье - продукции агропромышленного комплекса. Все эти номенклатуры грузов перевозятся в основном в контейнерах. При этом вагонные отправки (нефтепродуктов, чёрной руды и угля) оказывают меньший вклад в экономику страны. Как ранее отмечал президент фонда «Центр стратегических разработок» Владислав Онищенко, прежде всего это связано с тем, что в контейнерах перевозится продукция более высокого передела, добавленная стоимость которой выше. «Платформа с контейнерами обеспечивает в три раза больший вклад в ВВП России, чем сопоставимый вагон с углем, и в полтора раза больше, чем средневзвешенный железнодорожный груз, - сообщил Сергей Авсейков. - С учётом эффектов на смежные отрасли платформа с контейнерами генерирует в пять раз больше вклада в ВВП России, чем вагон с углем, и почти в два раза больше средневзвешенного железнодорожного груза».

Так, в прошлом году экспорт контейнерных грузов (10,9 млн тонн) по Восточному полигону был сопоставим с экспортной стоимостью ключевых конкурентов - угля (102 млн тонн), нефти и нефтепродуктов (10 млн тонн) и железной руды (4,5 млн тонн). С учётом этих показателей разработчики исследования предлагают целевой сценарий развития перевозок до 2025 года, включающий снижение экспортных поставок угля и увеличение импорта ключевых контейнерных грузов примерно на 11,5 млн тонн (0,7 млн TEU - 20-футовый эквивалент контейнера). «Речь не идёт о запрете на транспортировку угля или других грузов на восточном направлении. Мы выступаем за поиск баланса при распределении мощностей дефицитной инфраструктуры», - добавил Сергей Авсейков. Реализация целевого сценария совокупно приведёт к увеличению ВВП на 250 млрд руб. в год даже с учётом прогнозируемого сокращения объёмов экспорта угля на 64 млн тонн на восточном направлении, а валовой добавленной стоимости России - на 22 млрд руб. к 2025 году (в сравнении с 2021 годом).

При этом представители угольной отрасли считают, что снижение экспортных отправок топливно-энергетических ресурсов окажет негативное влияние на экономику. «Перекосы всегда болезненно воспринимаются экономикой страны как совокупностью всех типов ресурсов и производств», - отметила на одной из сессий Транспортной недели директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. По её словам, в исследовании не учтены текущие тарифные решения, а также повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых для угледобывающей промышленности с 1 января 2023 года. Так, прямые потери бюджета страны от сокращения налоговых поступлений угольной промышленности в случае замещения перевозок угля на восток 0,7 млн TEU в ближайшие три года могут составить 235 млрд руб.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.