АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Россия и Иран могут перестелить дороги к Индийскому океану

30.11.2022
Россия и Иран могут перестелить дороги к Индийскому океану

Россия рассматривает идею строительства в Иране новых линий железных дорог с привычной для себя колеёй 1520 мм. Подробности обсуждения и расчётов не называются, однако масштабы возможного решения не скрыть. Сейчас Иранские железные дороги используют узкоколейные линии европейского стандарта 1435 мм. Это создаёт неприятные сложности для грузов в рамках проекта транспортного коридора «Север - Юг». Если необходимости смены колеи не будет, иранские порты в Персидском заливе станут с транспортной точки зрения почти российскими. Путь Москва - Баку - Бендер-Аббас окажется прямым. В кулуарах форума «Транспорт России» замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов рассказал журналистам о перспективах участия нашей страны в достройке недостающего железнодорожного 170-километрового участка в рамках МТК между иранскими городами Решт и Астара. Рассматриваются два варианта колеи - 1435 мм (как в Иране сейчас) и 1520 мм (как в России и Азербайджане). «Дальнейшая перспектива развития этой линии - широкой колеей непосредственно до портов Персидского залива», - приводит слова Иванова ТАСС.

Замминистра отметил, что для России может быть выгодно не перегружать вагоны для перехода между колеями, а сосредоточиться на развитии широкой колеи на территории Ирана, обеспечив доставку товаров к трём основным портам страны в Персидском заливе. «Сейчас делается оценка экономической целесообразности реализации целиком широкой колеи там [в Иране], практически новая железная дорога непосредственно до портов Персидского залива. Эту техническую часть, оценку, сделаем в ближайшее время. После этого решение будет принято, какое целесообразно будет реализовывать», - пояснил Иванов. Три порта - это главная гавань Ирана в Персидском заливе Бендер-Аббас, перспективный глубоководный порт Чахбехар и, по всей видимости, порт города Бушир, в котором российские специалисты строят вторую очередь атомной электростанции. Спустя два десятка лет реализации проекта «Север - Юг» появляется понимание, зачем нужен удобный путь. Ещё недавно список торговых партнёров России из дружественных стран, по сути, ограничивался четырьмя государствами - могучим Китаем, независимой Турцией, а также близкими Москве Белоруссией и Казахстаном. С остальными объёмы сотрудничества оставались незначительными и уступали товарообороту с недружественными державами. С февраля 2022 года страны Запада и прозападного Востока вынуждают Россию создавать логистические цепочки с нуля, лишая налаженных путей экспорта и импорта.

Стресс-тест для российской внешней торговли наглядно показал отсутствие у России прямого доступа к рынкам большинства стран. Наша страна привыкла торговать только с Европой (включая Турцию) и Китаем и не имеет фактической возможности перемещать товары даже в географически близкие государства. Порты в Персидском заливе открывают России пути не только в Индию, но и в Юго-Восточную Азию, Индонезию, страны Ближнего Востока, восточную часть Африки вплоть до ЮАР. Комбинация железной дороги и морских перевозок позволяет продавать и приобретать сырьё, стройматериалы, сельскохозяйственную продукцию и потребительские товары массового ценового сегмента. Дополнительный перевалочный пункт в виде смены колеи для этих групп товаров мог бы означать критичное удорожание и лишнее промедление поставок. Новая логистика означает экономическую революцию не только для России, но и для большей части незападного мира. Африканские и азиатские страны смогут забыть о голоде, о нехватке предметов первой необходимости, получат материалы для строительства домов. И к тому же получат крупный рынок сбыта для своих сырья и товаров. Одновременно с Россией исторические шансы получат государства Закавказья и Туркестана, ещё больше, чем Москва, страдающие от географической изоляции.

Кстати, МТК «Север - Юг» может оспорить выгоду доставки грузов в Европу через Суэцкий канал. Да, Брюссель в нынешней политической обстановке вряд ли перейдёт на маршрут через Россию, но конкуренцию никто не отменял. Следовательно, высокомерие оппонентов из недружественных стран будет их же и бить. Ещё недавно российские чиновники не решились бы рассматривать такие смелые проекты. Но рассеялись иллюзии в отношении Запада, а Иран, напротив, сумел показать себя по-настоящему надёжным партнёром. И у Москвы не остаётся вариантов, кроме как рубить удушающие санкционные сети и прокладывать для экономики новые дороги.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.