АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Для развития Севморпути будет создан мощный транспортный флот

14.11.2022
Для развития Севморпути будет создан мощный транспортный флот

Недавно принятый план развития Северного морского пути (СМП) до 2035 года потребует радикального обновления российского транспортного флота. Напомним, согласно этому плану, в инфраструктуру самой северной морской транспортной артерии в ближайшие 13 лет предполагается вложить около 1,8 триллиона рублей. Итогом этих вложений должен стать взрывной рост грузопотока: в 2024 году - 80 миллионов тонн, в 2030 году -150, а к 2035 году - 220 миллионов тонн. Чтобы озвученные планы стали реальностью, необходимо построить 75-80 различных судов ледового класса, сообщил в ходе своего выступления на Восточном экономическом форуме генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. Напомним, что именно «Росатом» является оператором СМП. Начало уже положено - в частности, два арктических газовоза для проекта «Арктик СПГ - 2» будут готовы к сдаче в ближайшее время, отметил замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов. Помимо строительства флота необходимо уже сейчас укреплять транспортную инфраструктуру Севморпути не только на западе, но и на востоке. Скорость движения транспортных судов предполагается довести до 10 узлов, за сутки они должны преодолевать около 456 километров.

Мнение экспертов-скептиков, что в этом году интерес грузоперевозчиков к Северному морскому пути снизился, не подтверждается. Об этом наглядно свидетельствует статистика. За весь 2021 год по арктическим морям было доставлено 34,85 миллиона тонн грузов - на 5,7 процента больше, чем в 2020-м. В начале августа заместитель председателя правительства РФ Александр Новак сообщил, что грузопоток по Севморпути по состоянию на июль превышает план на пять процентов, и это не разовое явление. Помесячный рост перевозок по СМП в 2022 году составляет 5-5,5 процента. По словам Алексея Лихачева, существует вероятность, что по итогам года общий объем превысит 36 миллионов тонн. Я убежден, что принятый план - абсолютно правильное и выверенное решение, поскольку без продуманной стратегии системное развитие арктических территорий невозможно, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «РГ» исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области Алексей Фадеев. - А Северный морской путь является стержнем развития всего транспорта и логистики в Арктике. И необходимо понимать ещё один принцип: СМП не может существовать в отрыве от промышленных проектов. Логистика и транспорт в Арктике - это сервис по транспортировке углеводородов, биоресурсов, продукции минерально-сырьевого комплекса и любых других грузов и товаров.

Безусловно, сложная экономическая ситуация, в которой находится Россия, потребует очень напряженной работы по освоению высоких широт, отмечает эксперт. Вряд ли стоит в ближайшее время ждать значительного роста транзитного грузопотока по СМП, хотя такой потенциал, безусловно, существует. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Северный морской путь будет решать внутриэкономические задачи России. Речь идет прежде всего о вывозе добытых природных ресурсов и перемещении их к рынкам сбыта. Ряд добычных нефтегазовых проектов, которые являются ключевыми для формирования грузовой базы СМП, может сдвинуться по срокам «вправо» из-за прекращения поставок импортного оборудования. В инфраструктуру самой северной морской транспортной артерии в ближайшие 13 лет предполагается вложить около 1,8 триллиона рублей. Запасы полезных ископаемых, которые будут перевозиться по СМП, предстоит уточнять. Согласно поручению, которое получили от кабмина Роснедра и Минприроды РФ, должен быть подготовлен прогноз добычи полезных ископаемых и проведены геолого-разведочные работы (ГРР) на территории Арктической зоны. Первые результаты этого прогноза должны быть представлены в ноябре.

Однако есть и такие проекты, влияющие на загрузку Северного морского пути, воплощение которых в жизнь западные санкции только ускорили. Примером могут служить новые стандарты для российской нефтегазодобывающей промышленности, разработкой которых занимается Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), к которому присоединились уже восемь российских энергетических компаний и семь зарубежных - из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Анголы, Арабских Эмиратов, Алжира. Это означает, что данные страны признают промышленные стандарты, разработанные ИНТИ. Существующая экономическая ситуация заставляет заниматься этим вопросом более интенсивно. Например, многие стандарты, разработку которых планировалось закончить к 2025 году, будут завершены гораздо раньше. Помимо строительства флота необходимо укреплять транспортную инфраструктуру Северного морского пути на западе и на востоке. Это прямой инструмент импортозамещения, - подчеркивает Алексей Фадеев. - Сегодня многие российские предприятия потеряли возможность работать на внешних рынках. Они уже не могут получать иностранные сертификаты на свою продукцию, а это необходимое условие для их работы. Чем быстрее российские предприятия перейдут на новые стандарты, тем скорее у них появятся возможности возобновить работу, создавать новые экономические связи.

Тем не менее на транзите крест никто не ставит. Эксперты не исключают, что к 2030 году его объемы, проходящие по Северному морскому пути, могут вырасти до 20-30 миллионов тонн. Предполагается, что большая часть транзита будет представлять собой контейнерные перевозки. Это означает, что на трассе СМП необходимо строить транспортно-логистические узлы, которые позволят компаниям-перевозчикам менять суда и перегружать контейнеры. И, разумеется, понадобятся контейнеровозы ледового класса Arc6 и Arc7, которые ещё предстоит создать.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.