АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Фурам из ЕС разрешат возить фармпрепараты в Россию

13.11.2022
Фурам из ЕС разрешат возить фармпрепараты в Россию

Перебоев с импортными лекарствами в России не будет. Ввоз лекарственных средств, фармпрепаратов, а также скоропортящихся продуктов в Россию транспортным компаниям из ЕС запрещать не будут. Разрешить ввозить эти товары напрямую без перегрузки предложил Минпромторг, рассказали «РГ» в министерстве. «С учетом позиции промышленных предприятий и торговых организаций Минпромторгом России сформированы предложения по перечню товаров, характеристики которых исключают возможность их перевозки автомобильным транспортом с использованием перегрузки или перецепки на границе в связи с риском потери качественных характеристик», - отметили в минпромторге. Как пояснили в министерстве, например, под исключение планируется включить такие категории товаров, как продукция фармацевтической и медицинской промышленности, скоропортящиеся, а также требующие особых условий хранения грузы. Ранее некоторые СМИ сообщили, что европейским фурам запретят въезжать в страну с 1 октября в качестве зеркального ответа на санкции ЕС. Официально ни минпромторг, ни минтранс эту информацию ещё не подтверждали.

Письмо с просьбой вывести из-под запрета ещё и алкогольную продукцию первому вице-премьеру Андрею Белоусову направил председатель президиума АКОРТ (Ассоциации компаний розничной торговли) Игорь Караваев. Он пояснил «РГ», что такой запрет несет серьезные риски для ценовой и физической доступности ассортимента импортной алкогольной продукции в преддверии новогодних праздников. «Стоимость логистики вырастет до 50%. В результате оборот легальной алкогольной продукции в пиковый сезон может снизиться до 40%», - отметил он. Необходимость «перецепки» и перегрузки алкогольной продукции на границе усиливает риски её боя и порчи, а также снижения уровня безопасности и качества отдельных категорий алкогольной продукции, которые требуют сохранения специального температурного режима, опасаются в АКОРТ. Опрошенные «РГ» участники рынка в целом с опасением относятся к возможному ограничению на въезд фур из ЕС. Логистика импорта в страну и так сильно усложнена из-за санкций, новые ограничения снова вызовут рост тарифов на перевозку. Но если и вводить ограничения, то список товаров, которые ввозить можно, должен быть обязательно, подчеркивают они.

«Если мы не хотим «назло бабушке отморозить уши», то необходимо составить список товаров, попадающих под исключения», - говорит Алексей Чернышев, коммерческий директор компании AKFA. По его словам, в списке разрешенных для ввоза грузов должны быть скоропортящиеся товары и товары, требующие особых условий хранения и транспортировки. В первую очередь это товары медицинского назначения, лекарства, определенные продукты питания. Если запрет будет введен, основным бенефициаром станет Беларусь. В ней незамедлительно будут расширены мощности по организации перегруза из европейского транспорта, считает Чернышев. Также выиграет железнодорожный транспорт: часть груза, который возили ранее автотранспортом, пойдет по железной дороге. Сейчас существует два способа доставки товаров из ЕС автотранспортом: первый - напрямую из ЕС в Россию через погранпереходы с прибалтийскими странами; второй - когда перевозчик ЕС едет на границу с Беларусью, где происходит перегрузка/перецепка на авто перевозчиков из РФ и РБ, а далее уже осуществляется доставка товаров до места назначения, рассказывает Дмитрий Аржаных, соучредитель группы компаний «СЛК». Если запрет для въезда европейских перевозчиков введут, первый вариант отпадет и для перевозчиков из ЕС останется один вариант доставки грузов через Беларусь.

Если фурам из ЕС запретят въезд в РФ, единственной возможностью останется перецепка товаров на границе. Ставки на перевозку немного подрастут, считает Аржаных. Варианта доставки прямой машиной больше не будет, а перегрузка на границе РБ - это лишние деньги, которые будут включены в стоимость фрахта. Для принятия решения о запрете на въезд фур из ЕС время выбрано не совсем корректно, считает Григорий Григорьев, генеральный директор Novelco. Это связано с тем, что обычно треть общегодового объема грузоперевозок приходится на четвертый квартал. Поэтому планировать в этот период столь существенные изменения в цепи поставок - значит подвергать их дополнительному риску потерь из-за простоев. Однако само решение Григорьев поддерживает: сейчас российские перевозчики в сравнении с европейскими работают в неравных условиях. Так считает и Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России. Объем импорта к концу года обычно возрастает, поэтому установление запрета именно в этот период выглядит запоздалым решением, говорит он. Кроме того, прямая автомобильная доставка из ЕС в РФ часто является безальтернативным вариантом для фармацевтической продукции, при перевозке которой не допускается перегрузка или перецепка в пути. В случае введения запрета на въезд фур из ЕС потребуется значительное усложнение логистики, наличие площадок разгрузки/погрузки и временного хранения грузов, говорит кандидат экономических наук, эксперт аналитического центра университета «Синергия» Екатерина Федюкович. Поэтому неизбежно возникнет вопрос о страховании грузов в процессе перегрузки из-за повышения возможностей его порчи и утраты, говорит эксперт. Затраты компаний на доставку вырастут, увеличатся её сроки, это приведет к повышению цен для конечных потребителей.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.