АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Остров ввезения: Норвегия будет досматривать все грузы из РФ для Шпицбергена05.11.2022
Как Москва и Осло закрыли вопрос о транзите товаров на архипелаг. Россия и Норвегия определились с механизмом транзита грузов на Шпицберген: Осло будет досматривать все товары из РФ для архипелага на предмет соответствия санкциям. Об этом «Известиям» заявил российский генконсул на Шпицбергене Сергей Гущин. Он подчеркнул: этот способ «взаимоприемлемый» и предполагает, что весь процесс транспортировки будут проводить только норвежские компании - автотранспортом от Мурманска до порта Тромсё и оттуда на контейнеровозе до Баренцбурга. Вице-спикер Совфеда Константин Косачев уточнил: проблем с блокировкой поставок продовольствия или иных грузов на остров сейчас нет. При этом в верхней палате «Известиям» заявили, что намерены подсчитать ущерб от транзитных санкций Норвегии и подготовят документы для подачи иска в международные инстанции, включая ВТО. Будут доставлять норвежцы. 29 июня Норвегия не дала разрешение на пропуск российских грузов на Шпицберген, сославшись на пятый пакет санкций ЕС и действующие с конца апреля ограничения. В Совфеде и МИД РФ эти действия назвали нарушением Парижского договора 1920 года, который разрешает хозяйственную деятельность на острове гражданам всех стран - участниц соглашения. На норвежском архипелаге находятся российские поселки Баренцбург и Пирамида, где живут и работают сотрудники треста «Арктикуголь». Всего около 400 человек. Причина, по которой Осло заблокировал поставку - санкции против России. Норвегия - не член ЕС, однако входит в Европейскую экономическую зону (ЕЭЗ), потому придерживается европейских рестрикций против РФ. Еще 29 апреля Норвегия вслед за ЕС ограничила въезд на свою территорию российских и белорусских грузовиков, в том числе для транзита. Единственный погранпункт между РФ и Норвегией «Стурскуг» был закрыт для перевозки всех санкционных товаров. Исключения сделали для российских рыболовных судов и Шпицбергена. Но транзитный конфликт двух стран довольно быстро удалось урегулировать. Уже 2 июля норвежские автоперевозчики забрали грузы с КПП «Стурскуг» и перевезли в порт Тромсё. Оттуда 5 июля контейнеры отправили на архипелаг. Генконсул РФ на Шпицбергене Сергей Гущин заявил «Известиям», что «благодаря тесному диалогу между МИДами России и Норвегии был найден взаимоприемлемый способ доставки грузов треста «Арктикуголь» через территорию континентальной Норвегии». Норвежский автоперевозчик забирает грузы в Мурманске или другом пункте на территории России, перевозит их через российско-норвежскую границу в пункте пропуска «Борисоглебск» - «Стурскуг», следует с ними до северонорвежского порта Тромсё, где грузит их на норвежский контейнеровоз, который далее следует морем до порта Баренцбург, - уточнил дипломат. В МИД Норвегии «Известиям» подтвердили, что «между норвежскими и российскими властями состоялся контакт с целью уточнения процедур ввоза товаров из РФ на Шпицберген в соответствии с режимом санкций». Норвегия присоединилась к санкциям ЕС и внедрила их в норвежское законодательство. Импортер должен обеспечить соблюдение всех правил в отношении каждой конкретной отгрузки, - уточнили в дипведомстве. Контроль, как в Калининграде. Сергей Гущин также отметил: достигнутое соглашение Москвы и Осло подразумевает соблюдение санкционного режима королевства. Все грузы, пересекающие границу Норвегии, досматриваются норвежской таможней сразу. В том числе на предмет наличия санкционных товаров. То есть это происходит и с грузами треста «Арктикуголь», следующими описанным выше способом до порта Тромсё и далее в Баренцбург, - пояснил генконсул. Аналогичный контроль над ввозимыми товарами установил в начале июля и Евросоюз в отношении транзита грузов в Калининградскую область. По уточненному санкционному регламенту, ЕС снял ограничения на железнодорожный транзит в российский эксклав. Для автофур введенный запрет по-прежнему сохраняется. Норвегия также запретила проезд через свою территорию российских грузовиков. Однако по соглашению 1920 года Осло не имеет права запрещать проезд российских судов и авиатранспорта непосредственно на Шпицберген. Вице-спикер Совфеда Константин Косачев заявил «Известиям», что Россия и Норвегия смогли решить главную задачу - «обеспечить бесперебойную поставку грузов, то есть обеспечить жизнедеятельность российских граждан, которые работают на Шпицбергене». При этом он отметил, что новая согласованная схема перевозки грузов «ведет к определенному удорожанию поставок». Это влияет на рентабельность производства - всё-таки на Шпицбергене мы ведем силами компании «Арктикуголь» коммерческую деятельность, здесь коммерческая составляющая очень важна. Но ещё раз повторю: той ситуации, когда эти поставки могли бы быть просто заблокированы на российско-норвежской границе, удалось избежать, и это уже движение в правильном направлении, - заключил политик. Глава международного комитета Совфеда Григорий Карасин заявил «Известиям», что если норвежские санкционные проверки «будут вредить делу и затягивать поставки», то Россия поступит так же, как и в отношении с Литвой: подготовит международный иск за понесенные убытки, в том числе во Всемирную торговую организацию. Будем подсчитывать ущерб, даже потенциально нанесенный какими-то промедлениями, с тем чтобы потом всё это в оформленном виде, юридически закрепленном, предъявлять нашим соседям, нашим бывшим партнерам. Чтобы они несли материальную ответственность за принимаемые ими решения, - подчеркнул парламентарий. Счет можно будет предъявить и через международные организации, и на двустороннем уровне. «Но за свои головотяпские, глупые решения они должны отвечать материально», - считает политик. В конце июня Константин Косачев обвинил Осло в нарушении договора 1920 года. Глава МИД скандинавского королевства Анникен Хюитфельдт опровергла эти обвинения, уточнив: «Отгрузка остановлена на основании санкций, запрещающих российским автотранспортным компаниям перевозить товары по территории Норвегии». Эксперт по безопасности в Арктике, профессор австралийского Института современной войны Военной академии Вест-Пойнт Элизабет Бьюкенен считает, что Норвегия всё же нарушила договор о Шпицбергене, когда заблокировала канал пополнения запасов для жителей Баренцбурга. Технически Норвегия нарушила аспект этого соглашения, которое обеспечивает равный доступ всем сторонам, подписавшим договор. Конечно, Москва могла пополнить запасы своего сообщества на архипелаге и другими способами, не используя норвежские порты. Но дело в том, что Москва подчеркивала свои права на Шпицберген, - пояснила эксперт «Известиям». Через Норвегию дешевле. Глава МИД Норвегии также подчеркнула: страна «не пытается помешать поставкам в Баренцбург», а Россия может доставлять грузы на Шпицберген и другими способами - по морю или воздуху. Эксперт, программный директор международного дискуссионного клуба «Валдай» Олег Барабанов в беседе с «Известиями» поднял вопрос, почему грузовой транзит из России на Шпицберген осуществляется через сухопутную границу с Норвегией и доставляется норвежскими судами, а не напрямую из Мурманска. Транзит через Мурманск так и не был налажен. Нет ли здесь коррупционной составляющей? - озаботился эксперт. Доставлять грузы через территорию Норвегии, а не напрямую из российских портов экономически выгоднее, именно этим вызвана такая логистика, пояснил «Известиям» проректор по международному сотрудничеству Северного Арктического федерального университета Константин Зайков. Такой маршрут связан с затратами, здесь, скорее всего, экономические аспекты сыграли роль. Возможность доставлять грузы самостоятельно присутствует, сейчас, в текущих условиях, идет перестройка логистической цепочки, - уточнил эксперт. Он также заметил, что норвежские санкции не распространяются на прямые поставки на Шпицберген - если Россия будет поставлять грузы морем или по воздуху на архипелаг, Норвегия не имеет права этому помешать. Однако при пересечении сухопутной границы страны и при пользовании её морскими портами санкционный режим действует. Но выработка угля на архипелаге минимальная, в последние десятилетия она практически свелась к нулю. Основная деятельность на Шпицбергене - это не добыча угля, а научно-исследовательская деятельность и туризм, который в последние четыре года очень активно развивается, особенно в законсервированном поселке Пирамида, - добавил Константин Зайков. Директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов в беседе с «Известиями» уточнил, что основная причина, по которой Россия продолжает спонсировать и развивать Баренцбург, - «чтобы сохранить стратегическое присутствие». По его словам, главная задача России на Шпицбергене - развивать научно-образовательную базу, «уйти от доминирования добычной сферы занятости», как это ещё в 1990-е годы сделали норвежцы. Мы должны были давно уже создать там арктический исследовательский центр. И тогда нам лоббировать свои интересы (на Шпицбергене) было бы проще. Потому что грязная добычная деятельность вызывает раздражение. А вот чисто исследовательская - тут сложнее нас критиковать и с нашим присутствием бороться. Потому что наука - в интересах мировой глобальной Арктики, - пояснил ученый. Дипломатическое урегулирование вопроса со Шпицбергеном вселяет надежду в сохранение какого-то рабочего сотрудничества в Арктике, однако в целом, как отмечает Элизабет Бьюкенен, успехи во взаимодействии между Россией и её арктическими соседями фактически «сведены на нет». По крайней мере, через Арктический совет - единственный региональный форум управления. Двусторонние связи в Арктике по линии МИДа и Минобороны, вероятно, будут поддерживаться для обеспечения сотрудничества или, по крайней мере, общения по пересекающимся областям интересов и взаимных угроз безопасности, таких как изменение климата или эскалация военной напряженности. Однако этого может быть недостаточно, - полагает эксперт. При этом, по её словам, от напряженности в Арктике проигрывает весь остальной мир, поскольку научные исследования климата и погодных условий в значительной степени приостановлены.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |