АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Нефтяное эмбарго ЕС лишит Петербург и Ленобласть экспорта на $17,3 млрд20.10.2022
Через порты в Балтийском море проходит около 10% всего нефтяного экспорта России. В ночь на 31 мая Европейская комиссия заявила о согласовании 6-го пакета санкций в отношении России. После того как Совет ЕС одобрит ограничения, в течение полугода страны Евросоюза должны будут отказаться от танкерных поставок нефти из РФ, а ещё через 2 месяца - и от закупок нефтепродуктов. Откладывается полное эмбарго на трубопроводную нефть из-за сильной зависимости от неё Венгрии, Чехии и Словакии. Также отсрочки до 2024 года на прекращение морских поставок из РФ добилась Болгария. По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году на долю Евросоюза приходилось около 47% отечественного экспорта нефти. Всего в 2021 году Россия продала 230 млн тонн сырой нефти и 144 млн тонн нефтепродуктов суммарно на $180 млрд. Через Петербург и Ленобласть в минувшем году экспортировалось - главным образом по морю - 21,6 млн тонн сырой нефти и 29,4 млн тонн нефтепродуктов, порядка 75% из них направлялись в Евросоюз, США и Великобританию (эти две страны отказались от российской нефти ещё в марте). Таким образом, регион может лишиться экспорта на $17,3 млрд. По мнению аналитика нефтегазового рынка Михаила Крутихина, основной объём перевалки из портов Ленинградской области исчезнет. Перенаправить такой поток сырья, например, в КНР не получится по причине максимальной загрузки дальневосточных транспортировочных мощностей и инфраструктуры, работающей на приём. «Китай получает примерно 80 млн тонн нефти из России. Если сверх того зафрахтуют какие-то танкеры из других портов, в том числе из Ленобласти, получится дополнительно никак не более 4-5 млн тонн в год, но это не спасение для российского экспорта», - полагает Михаил Крутихин. Но по той же причине - перегрузки транспортной инфраструктуры на востоке России, в том числе трубопроводной и железнодорожной, - порты Чёрного и Балтийского морей остаются единственными вариантами для экспорта на азиатские рынки, указывает замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «Учитывая, что в портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области налажена логистика, я думаю, что большая часть грузов останется, но увеличится плечо транспортировки. А это покрывается дисконтами, с которыми сейчас продаётся российская нефть», - считает эксперт. Аналитики сходятся во мнении, что приоритетным направлением для отечественного сырья в данных условиях становится Индия, которая, по некоторым оценкам, способна принимать по морю до 15 млн тонн российской нефти в год. Но как замечает Михаил Крутихин, на индийском рынке придётся столкнуться с сильной конкуренцией со странами Персидского залива, поэтому туда вряд ли получится направить больше 6-7 млн тонн, что всё равно не покроет потерю европейского экспорта. Алексей Белогорьев считает, что отгрузки в Индию могут оставаться стабильными, пока сохраняется крупная скидка на российскую нефть, достигающая сейчас $35-40 на баррель. «Раньше мы поставляли туда только малые объёмы - по причине слишком большого плеча транспортировки проигрывали по конкурентоспособности. Сейчас за счёт дисконтов можно отправлять нефть из любого российского порта, и это всё равно будет дешевле, чем покупка из какой-либо другой страны»,- говорит эксперт. Однако он добавляет, что, как показывает опыт взаимодействия Индии с Ираном и Венесуэлой, компании в стране сразу сворачивают сотрудничество при возникновении санкционных рисков. Поэтому угроза вторичных ограничений для Индии может стать поводом отказа от поставок из России.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |