АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Внешняя торговля ищет направление

16.10.2022
Внешняя торговля ищет направление

На фоне санкций и нарушения логистических цепочек внешнеторговый оборот Прикамья, по итогам I квартала текущего года, сократился на треть к уровню аналогичного периода 2021-го. Эксперты не дают точных прогнозов по дальнейшему развитию ситуации из-за общей неопределенности на мировом рынке, но ожидают, что в ближайшее время продолжится падение объемов экспорта из Пермского края и импорта в регион. Однако, по их мнению, внешняя торговля неизбежно восстановится, так как бизнес будет искать новых партнеров и альтернативные транспортные пути. Внешнеторговый оборот Пермского края в I квартале 2022 года составил $965 млн. Год назад было $1,5 млрд. Как следует из информации в базе внешнеэкономической деятельности России, объем экспорта из региона в январе - марте относительно января - марта 2021-го сократился на $445 млн - с $1,34 млрд до $ 895 млн. Как и в прошлом году, в основном экспортировалась продукция химической промышленности (63% в структуре экспорта) и минеральные продукты (29%). Главными партнерами стали Бразилия (22% в общем объеме экспорта) и Англия (11%). Годом ранее наибольший объем производимой в Прикамье продукции продавался в Китай (14%) и Нидерланды (13%).

Объем импорта в I квартале текущего года снизился к прошлому году на $90,7 млн - с $161 млн до $70,3 млн. Основными ввозимыми товарами остались машины, оборудование и аппаратура (39%), а также продукция химической промышленности (18%). Крупнейшие партнеры Прикамья в части импорта за год также не изменились - это Китай (32%) и Германия (11%). Декан экономического факультета ПГНИУ, экс-председатель комитета краевого заксобрания по промышленности, экономической политике и налогам Татьяна Миролюбова поясняет, что падение объемов экспорта и импорта обусловлено введенными в отношении РФ экономическими санкциями и отказом многих западных компаний поддерживать торговые отношения с российскими предприятиями на фоне спецоперации России на Украине. Директор Центра прикладной экономики, кандидат экономических наук Юрий Белоусов отмечает, что с экспортом каждого товара возникли свои сложности. «В основном Пермский край экспортирует различные нефтепродукты, химию, калийные удобрения. Сейчас есть риск введения Евросоюзом в шестом пакете санкций эмбарго на нефть из России. Экспорт калийных удобрений был ограничен с нашей стороны. В настоящий момент обсуждается снятие этого ограничения взамен на отмену ограничений на поставку зерна с Украины, но будут ли в итоге приняты эти изменения, неизвестно. Пока все очень неопределенно, условия внешней торговли меняются практически ежедневно»,- говорит господин Белоусов.

Введение санкций существенно затруднило и непосредственно доставку товаров, в том числе тех, ввоз в РФ и вывоз которых из страны сегодня официально разрешен. «Если характеризовать ситуацию кратко: все очень сложно, долго и дорого,- рассказывает руководитель пермского филиала международной транспортно-логистической компании «Траско» Денис Кива.- Но катастрофы пока не случилось. Варианты транспортировки товаров для тех участников рынка, которые продолжают осуществлять внешнеэкономическую деятельность, найти можно». После того как Евросоюз ограничил доступ на свою территорию российских и белорусских перевозчиков, доставка грузов из России в Европу осуществляется либо машинами с иностранными номерами, либо только до границы, а там товары перегружаются в транспортно-логистические центры, и заказчики забирают их оттуда. Это, по словам господина Кивы, привело к тому, что стоимость доставки возросла в два-три раза. Перед ввозом товаров из ЕС в Россию сначала в Европе проверяется возможность их экспортного отправления. Если она есть, то отправитель оформляет экспортную декларацию и может быть осуществлена доставка продукции - также с перегрузкой на границе или на автомобиль с зарубежными номерами. «Если отправитель не может оформить декларацию, то мы делаем это через агентов в Латвии или Эстонии или доставляем товары через компании-посредники в нейтральных странах, например в Турции. По сути, изделие ввозится туда и перепродается в Россию»,- поделился глава филиала «Траско» в Перми. Он сообщил также, что сейчас правительство РФ рассматривает возможность введения ответного ограничения на перемещение европейских перевозчиков по территории России. «Тогда использовать машины с иностранными номерами для прямой доставки грузов к нам уже не получится, и ввозить товары автотранспортом станет ещё сложнее»,- сетует Денис Кива.

Для морских и авиационных перевозок действуют те же ограничения, но ситуация осложняется ещё рядом факторов. Главная проблема с морской логистикой заключается в том, что большинство контейнерных перевозок грузов из РФ и в нее осуществляли американские и европейские компании, а они ушли с российского рынка. Отечественные и азиатские судоходные компании продолжают выполнять доставку, но их мало, и в основном они задействованы на восточном направлении. Для авиаперевозок из РФ воздушное пространство ЕС и США закрыто. Россия, в свою очередь, тоже закрыла небо для перевозчиков оттуда. «Авиасообщение с Европой и Америкой сейчас доступно только через нейтральные страны. Наиболее популярной схемой доставки товаров являются авиаперевозки через Узбекистан»,- говорит господин Кива. Принятые федеральными властями меры поддержки, по его мнению, могут помочь избежать большого падения объемов импорта. «В частности, недавно был разрешен параллельный импорт ряда товаров, что значительно облегчает ситуацию. Укрепление курса рубля и обнуление многих пошлин на экспортные товары тоже будет способствовать сохранению объемов импорта на определенном уровне. Мы видим, что власти делают все возможное для поддержания внешней торговли, но, к сожалению, не во всех случаях этих мер может быть достаточно. Санкции очень серьезные, и не всегда в наших силах на них повлиять»,- рассуждает руководитель пермского отделения «Траско».

Единственным способом поддержать развитие экспорта Юрий Белоусов считает переориентацию на другие рынки. На одном из последних заседаний краевого правительства губернатор Прикамья Дмитрий Махонин заявил, что власти планируют помогать пермским предпринимателям продвигать товары на азиатских рынках. Глава региона уже провел встречи с послами Индии, Китая и Турции, посетил с рабочим визитом Узбекистан. Также запланированы визиты в Азербайджан и ряд других стран. Центр поддержки экспорта Пермского края ранее призвал местных предпринимателей обратить внимание на китайский маркетплейс JD.hk, а также на турецкие маркетплейсы Тrendyol.com и Turkishexporter.net, на которых они могут размещать свои товары. По словам господина Белоусова, наиболее перспективным направлением является Китай. Остальные страны, в том числе Турция и Индия, по его мнению, «вряд ли спасут» пермский экспорт. «Самый крупный в мире рынок - это США, второе место делят Европа и Китай. Американский и европейский рынки сегодня в разной степени закрыты - для какой-то продукции из РФ полностью, на поставку другой действуют частичные ограничения. Соответственно, самый доступный из крупнейших мировых рынков для нас сегодня - КНР,- объясняет руководитель Центра прикладной экономики.- Но в расширении торговых связей с этой страной есть свои нюансы. Во-первых, возникает риск попасть в сильную экономическую зависимость от нее. Во-вторых, вести предпринимательскую деятельность в Китае во многом сложнее, чем в Европе, так как конкуренция там гораздо выше, а большинству принципов бизнес-этики, важных на Западе, в КНР придают куда меньшее значение».

Эксперт полагает, что в ближайшее время продолжится снижение объемов экспорта из Пермского края и импорта в регион. «Дать точный прогноз в цифрах сейчас просто невозможно, но наметившаяся долгосрочная тенденция такова. Как будет развиваться ситуация, во многом зависит от хода спецоперации и введения новых или, наоборот, отмены каких-то санкций. В целом все может поменяться довольно быстро, но пока стоит готовиться к дальнейшему уменьшению объемов внешней торговли»,- говорит Юрий Белоусов. Татьяна Миролюбова соглашается, что быстрого восстановления внешнеторгового оборота ждать не стоит, но считает, что постепенно он вновь неизбежно начнет расти. «В долгосрочной перспективе Россию невозможно исключить из глобального рынка. Мир большой, однозначно будут новые продавцы и покупатели. Думаю, понадобится какое-то время - сколько именно, сейчас сложно сказать,- на поиск новых партнеров, заключение новых контрактов, перестройку логистики. Но экономическую эффективность никто не отменял, и бизнес, как наш, так и иностранный, продолжит закупать товары исходя из экономической выгоды»,- заключила декан экономического факультета ПГНИУ.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.