АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Комбайны перешли все границы

11.10.2022
Комбайны перешли все границы

Экспорт сельхозтехники из РФ продолжает расти. Российские машиностроители в январе-марте увеличили экспорт сельхозтехники на 30%. Поставки шли в том числе и в ЕС, но эксперты предполагают, что эти объемы в итоге переориентируют в Африку. В профильной ассоциации «Росспецмаш» подтверждают, что с марта уже «идет перестройка логистики», и не готовы прогнозировать ситуацию с экспортом раньше середины лета. Как минимум поставки в СНГ на фоне благоприятной конъюнктуры у аграриев могут продолжить рост. Но участникам рынка придется решить проблему с отгрузками компонентов: нынешняя схема разрешений на их экспорт из РФ сильно ограничивает возможности оперативного обеспечения сервиса и гарантии. «Ъ» ознакомился с данными «Росспецмаша» о поставках отечественной сельхозтехники за границу в первом квартале: они выросли на 30%, до 5,1 млрд руб. В количественном выражении наиболее активно шли отгрузки кормоуборочных (рост в 2,9 раза) и зерноуборочных комбайнов (в 2,7 раза). Также рос экспорт косилок (на 90%), машин для внесения удобрений (на 62%), опрыскивателей (на 54%), жаток (на 42%). Как писал «Ъ» 26 января, по итогам 2021 года экспорт увеличился на 38,5%, до рекордных 21 млрд руб.

Всего в январе-марте сельхозмашины были поставлены аграриям в 22 странах. Помимо СНГ основными зарубежными рынками стали страны ЕC, Египет и Монголия. Так, в денежном выражении отгрузки в Венгрию выросли в 3,6 раза, в Египет - в 3,2 раза, в Польшу - в 2,9 раза, в Молдавию - в 2,3 раза, в Узбекистан - на 87%, в Монголию - на 81%, в Азербайджан - на 65%, в Казахстан - на 16%, а в Болгарию - на 16%. Главной причиной роста зарубежных поставок отечественных сельхозмашин по-прежнему остаются стабильно высокие цены на сельхозпродукцию на мировом рынке, благодаря которым аграрии могут инвестировать дополнительные средства в модернизацию сельхозпроизводства, говорят в «Росспецмаше». Однако, уточняют в ассоциации, рост объемов экспорта в страны ЕС был обеспечен в основном за счет поставок в январе-феврале, а с марта сдерживающими факторами роста экспорта стала перестройка логистических цепочек и поиск новых партнеров - производителей и поставщиков комплектующих. Прогнозы по развитию ситуации можно будет делать только с середины лета, уточняет замглавы «Росспецмаша» Денис Максимкин. Традиционно, поясняет он, большая часть экспорта отечественных сельхозмашиностроителей приходится на страны СНГ, где сейчас хорошая ценовая конъюнктура на продукцию аграриев и, соответственно, у них есть финансовые ресурсы для закупки техники.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting ожидает, что поставки, которые до сих пор шли в ЕС, будут переориентированы:
- «Со стратегической точки зрения сейчас интересно было бы выходить на рынки Африки - Египет, Нигерия, Танзания,- и тут потребуется некоторая поддержка со стороны государства: субсидирование логистики, экспортные кредиты и прочее». Эксперт ожидает «некоторого роста» экспорта по итогам 2022 года. «Основной объем, естественно, придется на СНГ,- говорит он.- Цены на сельхозпродукцию (пшеницу, кукурузу, сою и другую продукцию) сейчас находятся на максимумах, что позволяет инвестировать в обновление парка техники». В то же время, помимо усложнения логистики поставок техники и комплектующих в РФ и из нее, на экспорте сельхозтехники отразились и введенные Москвой ограничения на экспорт различных видов продукции в рамках постановлений 311 и 312. Денис Максимкин поясняет, что они практически не сказались на возможностях вывоза готовой техники, но есть сложности с поставками комплектующих и запчастей для осуществления гарантийно-сервисного обслуживания (ГСО). «На всю готовую технику есть заключения по постановлению 719 о локализации, тогда как на компоненты нужно получать сертификат СТ-1 на каждую партию»,- отмечает он. По словам господина Максимкина, пользу принесло бы разрешение использовать при сопровождении продукции копию сертификата СТ-1, выданного на другую партию полностью идентичного товара.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.