АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Порты перестраивают цепочки

07.10.2022
Порты перестраивают цепочки

Как товары попадут в Россию после отказа ЕС принимать отечественные суда. Производители продуктов питания опасаются контрсанкций. Как пишет «Ъ», в крупнейших компаниях считают, что российские власти намерены запретить въезд в страну всем европейским грузоперевозчикам. По мнению участников продовольственного рынка, так правительство может ответить на транспортные ограничения Брюсселя. Эта мера приведет к полному прекращению торговли между Россией и странами Евросоюза, отмечают в отраслевых ассоциациях. Участники рынка обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не допустить такого сценария. Ранее ЕС закрыл дороги и морские пути для российских перевозчиков. С 17 апреля принимать отечественные суда прекратили порты Италии, Болгарии, Бельгии, Латвии, Литвы и других стран. Как теперь европейские товары будут попадать в Россию? Разбирался Григорий Колганов. Грузового сообщения между Россией и Евросоюзом сейчас практически нет, говорят собеседники «Ъ FM». Отечественные перевозчики - ни по суше, ни по морю - в ЕС попасть не могут. А европейские компании заходить в российские порты и заезжать на наши дороги не хотят, а потому поднимают стоимость услуг чуть ли не в два раза.

В итоге критически снижаются объемы поставок даже тех товаров, за которыми в Евросоюз формально все ещё могут заезжать транспортные компании из России - это продукты, лекарственные препараты и сельхозпродукция. Найти альтернативу европейскому импорту в других странах можно, в том числе в Египте и Марокко. Но вот доставить оттуда грузы очень сложно. Раньше с этой задачей справлялись морские грузоперевозчики. Но тогда им были доступны порты Евросоюза для дозаправки, а теперь нет. И это большая разница, говорит председатель совета директоров компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим: «Наши суда на северо-западе небольшие, и у них может не хватить запаса хода, чтобы дойти до Египта, например, то есть им нужна бункеровка где-то в районе Гибралтара. Выход - развивать свои бункеровочные базы. Условно говоря, стоит танкер или корабль ВМС и обеспечивает заправку судов». Правда, в общем грузообороте России с другими странами большинство товаров перевозит иностранный флот - на отечественные компании приходится меньше десятой части рынка. Все дело в том, что российские судовладельцы и раньше старались зарегистрировать корабли в «нейтральных юрисдикциях», - то есть в наименее зависимых от политической конъюктуры. А сейчас, по словам участников рынка, эта тенденция будет ощущаться ещё сильнее.

Тем же перевозчикам, которые прописку менять не собираются, придется срочно перестраивать маршруты. С этой задачей они уже справляются, но в их планы могут вмешаться западные страны, отмечает генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло: «Уже с первых чисел марта мы отрезаны от Латинской Америки через европейские порты перегрузки. Контейнерные грузы не идут, но их можно отправлять ещё через Турцию. Даже есть логистические маршруты - отправляем сначала в Китай, а уже из Китая через Владивосток или по железной дороге эти грузы поступают в Россию. Однако мы не знаем, какая будет риторика, насколько далеко и Европа, и Америка пойдут в ужесточении и конфронтации позиции с Россией, возможно, какие-то порты закроют». Новых ограничений опасаются и отечественные производители пищевой продукции, но только уже со стороны российских властей. Участники рынка полагают, что в ответ на европейские санкции, Москва может запретить транспортным компаниям из ЕС ввозить любые грузы, а это означает полную торговую блокаду.

С просьбой не допустить такого сценария к премьер-министру Михаилу Мишустину обратились крупнейшие отраслевые ассоциации. Найти замену европейскому импорту сейчас очень сложно, говорит исполнительный директор Масложирового союза России, подписавшегося под обращением, Михаил Мальцев: «Главное - сохранить товаропоток между Европой и Россией, когда европейский транспорт доезжает до границы с Белоруссией, а дальше перегружается на наш автотранспорт и едет дальше внутри России. Есть потребность в некоторых ингредиентах, мы сегодня переориентируемся на другие рынки, но все равно старые логистические связи остаются, необходимо обеспечить возможность их сохранения. Оборудование у нас в основном все европейского происхождения, поэтому с точки зрения запчастей здесь достаточно высокая зависимость». Но, на всякий случай, производители все же подыскивают альтернативы. Хотя это непросто - 60% импорта ингредиентов и пищевой продукции приходится на страны ЕС. Они же ввозят в Россию треть всех иностранных товаров. И если из-за санкционной перестрелки они пропадут с отечественного рынка, на их замену уйдет не один год.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.