АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Линии, которые не пересекаются: зачем России параллельный импорт

03.10.2022
Линии, которые не пересекаются: зачем России параллельный импорт

Возможность завозить оригинальные товары, минуя каналы официальных дистрибьюторов, поддержит российские предприятия, считают эксперты. Оттенки серого. Согласно новым правилам, в Россию будет разрешен ввоз иностранной продукции, защищенной определенными товарными знаками, даже без согласия его правообладателя. Но это касается далеко не любой продукции - её список будет определяться Минпромторгом на основе запросов различных ведомств и министерств. Соответствующий документ сегодня подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Цель этого механизма - удовлетворить спрос на товары, содержащие результаты интеллектуальной деятельности. До сих пор их нельзя было продать на территории нашей страны без разрешения правообладателя. Недавно принят закон, наделяющий правительство правом определять перечни продукции, в отношении которой фактически устанавливается международный принцип исчерпания прав на товарный знак, в случае когда она продается владельцем в любой части мира, - заявил он. Сам по себе параллельный импорт представляет собой завоз таких товаров на территорию страны даже в том случае, если правообладатель товарного знака не давал задокументированного разрешения на его завоз, объясняет президент бизнес-клуба Conclave Николай Моженков. В целом этот механизм знаком всем, кто хоть раз покупал новый автомобиль: идти за ним приходится к официальному дилеру.

Согласно прежнему закону, ввозить импортные товары под торговыми марками, внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, могли только те компании-импортеры, которые были уполномочены на это правообладателем торговой марки, говорит эксперт по внешнеэкономической деятельности BMS Law Firm Никита Матюхов. Например, одежду и обувь Adidas уполномочены ввозить только авторизованные дистрибьюторы. В случае если такие товары ввозятся иными компаниями, то таможенные органы задерживают ввозимую партию и уведомляют об этом правообладателя. Если правообладатель не уполномочивает импортера на ввоз товара, то такой товар не допускается к ввозу на территорию РФ, а импортер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством, - добавляет собеседник «Известий». Теперь это правило, по всей видимости, не будет распространяться на импортные товары, попавшие под ограничения поставщиков из недружественных России стран. Но стоит отметить, что даже раньше не всегда жалобы правообладателей удовлетворялись российским судом.

Так, например, в 2008 году Высший арбитражный суд РФ отказал «Порше Руссланд» в конфискации автомобиля немецкой марки, ввезенного компанией «Генезис» без разрешения правообладателя. А в 2018-м и вовсе Конституционный суд РФ определил, что в случае если удовлетворение иска правообладателя товарного знака в результате его недобросовестных действий может повлечь за собой угрозу для здоровья и жизни граждан, то суды вправе полностью или частично отказывать им по таким искам. «Товар не краденый, просто за него не заплатили». Причины для допущения параллельного импорта весьма понятны и очевидны, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты. Сейчас, когда сами компании с Запада из России ушли или введены ограничения на поставки их продукции, наша страна будет закупать необходимое у других поставщиков (грубо говоря, крупных дистрибьюторов-оптовиков). Это один из возможных вариантов обхода западных санкций, который поможет нашей стране решить проблему с импортом в тех отраслях и секторах, где без импорта никак нельзя обойтись, - объясняет сооснователь школы независимых финансовых консультантов Finliberty Светлана Самойлова.

Николай Моженков из бизнес-клуба Conclave добавляет, что так как западные страны не только ввели санкции против России, но и угрожают ими другим странам за поставки Москве критически важных запчастей или комплектующих, закупки теперь должны производиться скрытно и диверсифицированно, чтобы на определенных каналах поставок не возникало аномального роста экспортируемых объемов. Нужно покупать из дружественных третьих стран, таких как Дубай, Китай, Индия - именно в тех государствах, где хорошие обороты по нужным нам запчастям. А если закупать комплектующие или запчасти через страны, у которых раньше были маленькие объемы, и они резко вырастут в 2-3 раза, то это сразу будет заметно, компании вместе с самими странами, которые это делают, сильно пострадают, - говорит Моженков. Важно понимать, что речь идет не о поставках контрафакта - никакой его легализации не предполагается. В решении правительства РФ речь идет не о полной легализации параллельного импорта, а об определенном перечне товаров, для которых будет легализован параллельный импорт. Очевидно, что в этот список попадет большинство товаров, запрещенных к поставке в РФ правительством недружественных стран, а также товаров, поставляемых компаниями, объявившими об уходе с российского рынка. Это позволит товарам легально с точки зрения российского законодательства попадать на российский рынок, - объясняет Никита Матюхов из BMS Law Firm.

Но есть у такого решения и очевидные минусы, на которые в беседе с «Известиями» обратила внимание независимый финансовый советник и глава инвестфонда Maerli Capital Анастасия Тарасова. По её оценке, из-за того, что следить за разветвленной сетью поставщиков гораздо сложнее, чем за единым, риск попадания контрафакта на отечественный рынок именно по недосмотру повышается. К тому же не решается вопрос с импортозамещением внутри страны: там, где это могло бы произойти, снижаются стимулы у самих потенциальных производителей аналогичной продукции. Вдобавок легализация параллельного импорта приводит к ослаблению таможенного контроля, что, в свою очередь, приводит к росту теневого сектора экономики. И в случае выявления таких поставок даже в единичных случаях, которых вряд ли получится избежать, отношения со странами Запада будут только ухудшаться, в том числе из-за претензий правообладателей, поясняет Анастасия Тарасова. Но, с другой стороны, такие импортные товары будут стоить дешевле, поскольку параллельным импортом будут заниматься, по сути, конкурирующие между собой компании. А это дает потребителю определенную свободу выбора, ведь впредь он не будет вынужден покупать их исключительно через официального импортера. Кроме того, сами импортеры смогут сэкономить на закупках, поскольку разные страны будут предлагать разные цены.

Решение неоднозначное. Я скорее за данную меру, если она будет ограничена во времени и будут введены надлежащие процедуры проверки подлинности товаров, - подытожила Анастасия Тарасова.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.