АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Уголь отстал от поезда

28.09.2022
Уголь отстал от поезда

На восток приоритетно поедут несырьевые грузы. ОАО РЖД ввело временный порядок перевозок на Восточном полигоне, по которому экспортный уголь из Кузбасса, Хакассии, Бурятии и Тувы перенесен в менее приоритетную категорию, нежели многие другие грузы. Угольщики и эксперты отмечают, что это нарушит сложившуюся на сети технологическую схему и снизит общую эффективность перевозок. Но участники других рынков подчеркивают, что сейчас важно перенаправить на восток несырьевые потоки. После временной отмены до 1 июля правил недискриминационного доступа (ПНД), определяющих порядок доступа к дефицитным провозным мощностям Восточного полигона (см. «Ъ» от 4 и 9 марта), правление ОАО РЖД ввело новый порядок. Уточненные правила, поясняют в монополии, «более детально описывают приоритетность приема грузов к перевозке с акцентом на социально значимые грузы и грузы для внутренних нужд страны». Первыми все так же едут воинские грузы и грузы для ликвидации ЧС, потом осуществляются перевозки на основании поручений президента и субсидируемые.

Но пятая категория - перевозки грузов, требующих высокой скорости и надежности, во внутригосударственном сообщении, экспортных несырьевых грузов, сырьевых грузов в специализированном подвижном составе, зерновых и продовольственных грузов - составлена теперь иначе. Внутри нее первыми идут грузы для нужд силовых ведомств (Минобороны, ФСБ, МЧС и т.д.), но не относящиеся к военным или специальным. Следом - социально значимые грузы по перечню, утвержденному в феврале 2021 года. Далее - грузы для ЖКХ, энергетики и посевной. Следом выделена очередь для грузов по долгосрочным договорам. Потом - грузы для предприятий непрерывного производства, продукция моногородов и перевозки для обеспечения нацпроектов. Следующей очередью перевозится сырьевой экспорт в специализированном подвижном составе (например, в цистернах), далее идут внутрироссийские маршрутные перевозки, грузовые экспрессы и контейнерные грузы во внутреннем и экспортно-импортном сообщении. Далее - несырьевой, зерновой, продовольственный экспорт и следом за ним - контейнерный транзит.

И только в предпоследнюю очередь, где ранее присутствовал только угольный экспорт, не охваченный поручениями президента, теперь попал экспорт угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы, который ранее занимал основные мощности Восточного полигона. Именно его предлагали сдвинуть в очередности контейнерные операторы, и правительство рассматривало такую возможность, чтобы пропустить более высокодоходные грузы (см. «Ъ» от 4 марта). Теперь первым среди предпоследних стал экспорт из этих регионов коксующегося угля и антрацита, за ним - поставки их же из остальных регионов, а далее идет экспорт из перечисленных регионов энергетического угля (за ним - из остальных). Источник в отрасли говорит, что новый документ осложняет работу экспортеров угля: налицо дискриминация регионов, не описаны критерии, регламент планирования не позволит нормально заказывать вагоны. Другой собеседник «Ъ» полагает, что ОАО РЖД потеряет те преимущества оптимизации, которых достигло за последние годы в сфере экспорта угля. При этом цены на уголь на востоке за месяц выросли на 30%, до $260 за тонну.

«Приостановка ПНД и пересмотр приоритетов под текущие нужды - понятный шаг,- говорят в ЕСП (объединяет контейнерных операторов).- Вперед нужно пропускать то, что необходимо экономике прямо сейчас, а это значительный объем товаров народного потребления, продукция несырьевого характера. Если были бы сохранены в полном объеме приоритеты для отправок на вывоз того же энергетического угля из Кузбасса, то в нынешних чрезвычайных условиях это существенно застопорило бы все остальные грузопотоки. В том числе и контейнерные перевозки». Сложившаяся ситуация, полагают в ЕСП, диктует значительную переориентацию международных перевозок всех видов грузов в направлении Восточного полигона уже сейчас. Большой вопрос, какой объем грузов попадет под те или иные распоряжения, уточняет глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он подчеркивает, что текущая технология оптимизирована под угольные грузы, а с новыми приоритетами давление на узкие места в инфраструктуре может усилиться, как и дефицит локомотивных бригад.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.