АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Покрепче и побольше: европейцы подсели на российский алкоголь26.09.2022
Крепкие напитки хлынули на мировые рынки. За границей активно покупают российские водку, виски, коньяк, настойки. Больше всего пьют в европейских странах и бывших республиках СССР. Миллионы декалитров. В прошлом году Россия продала почти три миллиона декалитров крепкого алкоголя на 195 миллионов долларов - на 20 процентов больше, чем в 2020-м, подсчитали в «Агроэкспорте» при Минсельхозе. Традиционно львиная доля экспорта - водка (160 миллионов долларов). Производители отыграли падение из-за пандемии: по данным Федеральной таможенной службы, в 2020-м поставки сократились на семь процентов. «Возможно, рост дополнительно вызван тем, что британские и шведские бренды подорожали сильнее российских», - уточняет Сергей Черников, доцент экономического факультета РУДН. Также пользовались спросом российский виски, коньяк, бренди. В два с половиной раза, почти до трех миллионов долларов, увеличился экспорт джина и можжевеловых настоек. Отечественный крепкий алкоголь отправляли в 75 стран. Больше всего - в Европу. Так, поставки в Латвию увеличились на 51 процент в натуральном выражении. В Германию - на четверть. Кроме того, среди основных импортеров - Украина и Казахстан. Существенно нарастили продажи в Китай (на 66 процентов), Азербайджан и Венгрию (62), Грузию (32), Вьетнам (втрое), Узбекистан (в 2,7 раза). Это в первую очередь результат ослабления ковидных ограничений. Туристы вернулись в страны бывшего СССР, где всегда был высокий спрос на российский алкоголь. «Восстанавливается и ресторанный сектор. Вообще рост заметный, но к доковидному уровню ещё не вернулись», - отмечает Сергей Черников. В 2020-м глобальный рынок крепких напитков сократился на 8,7 процента - по данным исследовательской компании Euromonitor International. В 2021-м - плюс три процента. По оценкам аналитиков, показатели превысят доковидные значения лишь в 2023-м. На биржах выделяют так называемые греховные акции - сомнительные для инвесторов. Это ценные бумаги производителей алкоголя, табачных изделий, индустрии азартных игр. Одни считают их выгодными. Другие - избегают по этическим соображениям. «Но, как показывает практика, чем сложнее в мире политическая ситуация, тем больше спиртного покупают», - указывает финансовый аналитик Андрей Плотников. Например, акции холдинга LVMH, владеющего, помимо Louis Vuitton, такими брендами, как Hennessy (коньяк) и Moët (шампанское), с 2008-го принесли инвесторам 1300 процентов прибыли за 13 лет. «Потребление крепкого алкоголя в этом году вырастет на восемь процентов. Соответственно, отечественный экспорт прибавит ещё три-четыре», - прогнозирует собеседник РИА Новости. С водкой по миру. Россия на этом рынке вовсе не лидер. Хотя в мире популярны марки, которые воспринимаются как русские. Например, «Русский стандарт», начавший международную экспансию двадцать лет назад, сейчас представлен в 86 странах. Не отстает и Beluga Group. Согласно целевым операционным показателям, через два года доля экспорта холдинга должна вырасти до 13 процентов против девяти в 2020-м. «Грамотное продвижение отечественных марок, их участие в международных выставках и мероприятиях будут способствовать дальнейшему увеличению поставок российской водки», - полагает Игорь Веретенников, эксперт инвестиционно-консалтинговой компании DoFin.ru. В Союзе производителей алкогольной продукции потенциал экспорта сорокаградусной оценивают в полмиллиарда долларов. Ожидается, что положительная динамика сохранится во всех категориях. У мирового водочного рынка есть особенность - десять «пьющих стран», главных потребителей. В денежном выражении на первом месте США - 39 процентов (у России - 24, Польши - 11). В натуральном - лидирует Россия (145 миллионов декалитров, у США - 40 миллионов). Примерно 20 процентов выпускаемой в мире сорокаградусной потребляют на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Германии, Англии, Румынии и Узбекистане. Причем из десяти «пьющих стран» пять - бывшие советские республики. По мнению экспертов, в ближайшие годы этот список вряд ли изменится. Культурные традиции, в том числе потребления спиртного, меняются очень медленно. С ценами иначе. Аналитики предсказывают подорожание крепких напитков на российском рынке. С шестого февраля уже повысили минимальную стоимость алкоголя отечественного производства: пол-литра водки - 261 рубль вместо 243 рублей, коньяк - 480 (было 446). На самом деле компании переписывали ценники уже с ноября. Объясняли выросшими издержками на бутылки, этикетки и логистику. Водку дешевле 300, а коньяк - 600 в магазинах не найти. Аналитики предупреждают: тенденция сохранится. Но чем дороже товар, тем труднее его продавать. Появится больше желающих выпускать нелегальный, подешевле. К слову, спрос на такую продукцию повышается. Более четверти крепкого алкоголя в стране - контрафакт, подсчитали в Высшей школе экономики. Поэтому, как отмечают аналитики и сами игроки рынка, государству следует тщательно контролировать все производство.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |