АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Проект транспортно-логистического центра под Новосибирском подорожал в три раза

26.09.2022
Проект транспортно-логистического центра под Новосибирском подорожал в три раза

«Новосибирский транспортный терминал» утроил инвестиции в создание транспортно-логистического центра (ТЛЦ) под Новосибирском. Проект подорожал с пяти до 15 млрд руб. Площадь, на которой он будет реализован, решено увеличить в 10 раз. На территории около 300 га планируется создать ТЛЦ с проектной мощностью до 600 тыс. контейнеров в год. Начало строительства ожидается в мае 2022 года. Участники транспортного рынка видят потребность в расширении мощностей терминалов в регионе, где объемы контейнерной переработки в последние три года растут на 11-24%. Эксперты не исключают, что проект ещё будет пересмотрен. ООО «Новосибирский транспортный терминал» (НТТ) принял решение существенно укрупнить анонсированный в 2019 году проект по созданию под Новосибирском транспортно-логистического центра (ТЛЦ). Инвестиции вырастут с пяти до 15 млрд руб., площадь - с 20-30 га до 300 га. Строительство планируется начать в мае 2022 года. На первом этапе (2023 год) проектная мощность ТЛЦ «Сибирский» составит 300 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU) в год и к 2025 году увеличится до 600 тыс. TEU в год. «Таким образом, ТЛЦ «Сибирский» станет крупнейшим мультимодальным ТЛЦ в Сибирском регионе, способным обрабатывать полносоставные контейнерные поезда»,- сообщили «Ъ-Сибирь» в пресс-службе Агентства инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области.

Зарегистрированное в апреле 2019 года ООО «Новосибирский транспортный терминал» является инвестором и оператором проекта строительства ТЛЦ. По данным «СПАРК-Интерфакс», в июне 2021 года уставный капитал компании был увеличен с 1 млн до 1 млрд руб. ООО «НТТ» в равных долях принадлежит московскому ООО «Тандем» и Александру Кахидзе, который также владеет 50% в ООО «Екатеринбургский транспортный терминал» и 49,9% ООО «Облтранстерминал» (Московская область). Строительство ТЛЦ планируется в рамках реализации федеральной программы «Развитие транспортной системы». Соответствующее соглашение в 2019 году НТТ подписал с властями региона и РЖД. Изначально НТТ рассчитывал начать строительство в 2020 году, в 2021-м - ввести первую очередь и в 2023-м - вывести ТЛЦ на полную мощность, но реализация проекта откладывалась. В июне 2021 года стало известно, что ранее озвученная мощность терминала в 300 тыс. контейнеров будет удвоена. Как сообщили в АИР, проект с новыми параметрами в феврале был представлен губернатору Новосибирской области Андрею Травникову. «Увеличение территории, задействованной в проекте, позволит расширить перечень услуг, а также создать территорию перспективного развития для формирования логистической, промышленной и торговой инфраструктуры, обеспеченной инженерными коммуникациями»,- уточнили в пресс-службе.

ТЛЦ разместится на территории промышленно-логистического парка региона и на земельных участках в Коченевском районе Новосибирской области, часть из них уже приобретены или арендованы для реализации проекта. По словам гендиректора ООО «Новосибирский транспортный терминал» Игоря Низовских, значительные площади будут отведены под складские мощности: «Таким образом, ТЛЦ сможет предложить клиентам полный комплекс логистических услуг, включая формирование регулярных контейнерных поездов, обработку всех видов контейнеризируемых грузов, в том числе требующих специального температурного режима, ответственное хранение грузов, перевозку в межрегиональном и междугороднем сообщении, сортировку и упаковку грузов. На территории ТЛЦ будет работать пункт таможенного контроля. Также будет организован фитосанитарный и ветеринарный контроль». По мнению гендиректора АИРа Александра Зырянова, реализация проекта позволит оптимизировать цепочки поставок для торговых, транспортных компаний и производителей, а также снизит нагрузку на федеральные трассы и дороги Новосибирска. «НТТ планирует в значительной степени переориентировать сложившиеся грузопотоки. В настоящее время многие грузы из стран Азии поставляются на терминалы, расположенные в европейской части страны, и затем, проходя обработку там, возвращаются в Сибирь»,- пояснил господин Зырянов. Основной акцент, по его словам, планируется сделать на работу с Китаем.

Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергей Максимов рассказал «Ъ-Сибирь», что, по его информации, НТТ планирует не только работать на перераспределение грузопотока, который сейчас есть в Новосибирской области, но и привести в регион собственный дополнительный грузопоток - клиентов, которых сейчас обслуживают терминалы в других частях страны. «У нас достаточно высокие темпы прироста объемов контейнерной переработки: в 2019 году - на 24%, в 2020-м - на 15%, в 2021-м - на 11%. Мы видим потребность в развитии контейнерных терминалов. Сейчас у нас три крупных терминала - «Клещиха», «Евросиб» и FESCO - все они развивают свои мощности»,- рассказал он. Господин Максимов полагает, что появление ещё одного крупного игрока усилит конкуренцию на рынке и «станет благом» для экспедиторских компаний, которые могут ожидать снижения ставок на хранение и переработку. В АО «Евросиб СПб - транспортные системы» «Ъ-Сибирь» сообщили, что в 2021 году ТЛЦ «Евросиб-терминал-Новосибирск» переработал 120 тыс. TEU. После завершения этапа модернизации 2021 года его перерабатывающая способность выросла до 160 тыс. TEU, а следующий этап (2022 год) добавит ещё 20 тыс. TEU. В целом же долгосрочная программа реконструкции ТЛЦ рассчитана на увеличение перерабатывающей способности терминала к 2026 году до 250 тыс. TEU, уточнили в компании. По оценкам «Евросиб СПб - транспортные системы», общий контейнерооборот в Новосибирском регионе в 2021 году вплотную приблизился к 500 тыс. TEU (+13% к объему 2020 года), при этом более чем на треть выросли за минувший год именно экспортные отправки грузов в контейнерах.

По данным ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, за последние пять лет объемы перевозок контейнеров в России удвоились. Он привел данные РЖД о том, что в 2021 году в стране было перевезено 6,5 млн груженых и порожних контейнеров TEU, что на 12,1% больше, чем за 2020 год. В этом году положительная динамика, по словам эксперта, сохраняется: в январе 2022 года по железнодорожной сети РЖД было перевезено 545,2 тыс. груженых и порожних контейнеров, что на 10,1% больше, чем за тот же месяц 2021 года. «Учитывая такую динамику перевозок всех видов контейнеров в стране, расширение терминала вполне оправдано. Увеличение площади не только позволит обрабатывать все виды контейнеров, но и даст возможность при необходимости проводить операции с самими грузами, что дополнительно привлечет клиентов, станет источником дополнительного дохода»,- считает эксперт. По прогнозу аналитика управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Александра Осина, объем контейнерных перевозок во внутреннем сообщении РФ к концу 2026 года оценочно вырастет до 5,6 млн TEU, или в 2,3 раза. Пропускная способность трех крупнейших терминалов Новосибирской области («Клещиха», «Евросиб» и FESCO), по его данным, составляет в сумме порядка 390 тыс. TEU в год, поэтому даже без учета их проектов развития строительство ТЛЦ «Сибирский» увеличит региональную пропускную способность логистических терминалов в 2,5 раза. «Это будет приблизительно соответствовать представленным выше оценкам роста внутреннего рынка контейнерных перевозок в РФ. Полагаю, что указанные выше отраслевые и макроэкономические факторы и предопределяют решения владельцев НТК в отношении планируемого наращивания инвестиций в проект»,- считает господин Осин. Вместе с тем он указывает на риски формирования профицита логистических мощностей и предполагает, что проект двукратного наращивания мощностей ТЛЦ «Сибирский» ещё будет неоднократно пересматриваться. «В среднесрочном периоде с учетом возможного замедления прироста ВВП по итогам 2022 года до уровней менее 3% возможно снижение оценочных инвестиций и проектной мощности ТЛЦ»,- считает эксперт.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.