АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
В СЗТУ рассказали о росте по ключевым параметрам по итогам 2021 года23.09.2022
После нокдауна, в который пандемия отправила бизнес, экономика постепенно приходит в себя, и тому есть подтверждения. Оценивая итоги минувшего года, Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) отмечает рост по ключевым параметрам. Так, внешнеторговый оборот на территории её деятельности вырос по сравнению с 2020‑м более чем на четверть, до 76 млрд долларов, а в федеральную казну эта таможенная служба перечислила 854 млрд рублей (плюс 25 %). Сообщая об этом, руководители СЗТУ не скрывают: изжить последствия пандемии во многом ещё предстоит. Основной объем растущих показателей приходится на два из десяти подразделений управления - его морские ворота, то есть Балтийскую таможенную службу, и Северо-Западную электронную таможню. Это отражает тенденции, характерные для всего ведомства. Поясним, о чем идет речь. «Балтийцы» перечислили в бюджетные копилки 607 млрд рублей (на 28% больше, чем годом ранее). Другими словами, львиную долю годовых налоговых отчислений, пеней и штрафов всего регионального управления. А внешнеэкономические операции компаний (грузы которых фиксировала Балтийская таможня), предпочитающих использовать удобный даже в пандемию морской транспорт, оцениваются почти в 50 млрд долларов. Это две трети от совокупного показателя СЗТУ. Но, присмотревшись к ситуации, можно увидеть, что и морской грузооборот в рост не пошел (кроме контейнерных перевозок - плюс 3%), а напротив, снизился на 6,6%, до 27,8 млн тонн. Зато его баланс имеет четко выраженный характер. Объем экспорта превалирует над импортом: соотношение темпов их роста по СЗТУ - 37% и 19%. Пандемия изменить этого не смогла - как и число участников внешнеторговой деятельности в сфере СЗТУ: более 20 тыс. компаний. Список ведущих зарубежных партнеров тоже остается прежним. По экспорту это финны, голландцы, китайцы, американцы и бразильцы. По импорту - китайцы, американцы, немцы, японцы и южнокорейцы. В то же время на Северо-Западе растет автоматизация таможенных операций, выполняемых на основе использования цифровых платформ и элементов искусственного интеллекта. Отмечая это, первый заместитель начальника СЗТУ генерал-майор Сергей Сенько уточняет: доверять всю работу «умным» машинам пока рано. Но в перспективе они будут задействованы по всем видам транспорта - на это нацеливает Стратегия развития таможенной службы РФ до 2030 года. А роль Северо-Западной электронной таможни уже теперь трудно переоценить. По словам генерала, в отчетный период СЗТУ зарегистрировало более 1 млн таможенных деклараций, и каждую третью из них - без участия специалистов, автоматически. Балтийская таможня не исключение: громадное большинство деклараций (90%) в зоне её ответственности было оформлено через Центр электронного декларирования и почти треть от всего объема автоматически выпущено. Это позволяет ускорить оформление груза и минимизировать все издержки, говорит Евгений Гусаров, и.о. начальника данной таможни. Такие процессы можно проиллюстрировать и на примере Санкт-Петербургской таможни. Она отвечает за работу служебных постов, расположенных в мегаполисе, трех соседних областях (Ленинградской, Вологодской и Новгородской), а также в Республике Коми. Достичь уровня 2019‑го не смогла и она: внешнеторговый оборот в зоне её деятельности составил тогда 8,4 млрд долларов, а весовой объем оформленных грузов достиг 23,6 млн тонн. Но, сопоставив такие данные с прошлогодними параметрами, обнаружим позитивную динамику. Общий вес перевозимых через эти посты товаров (20,4 млн тонн) в 2021‑м хоть немного, на 3%, но вырос. А благодаря их удорожанию грузооборот на этой таможне в стоимостном выражении приблизился к 21,8 млн рублей, увеличившись за год вдвое. Причем превышение вывозимых товаров над ввозимыми ещё заметнее, чем в целом по СЗТУ. Что экспортируют через Санкт-Петербургскую таможню предприятия Северо-Запада? Преимущественно черные металлы (51%), древесину, изделия из нее и древесный уголь (27%), удобрения и битумные вещества. Нефтепродукты занимают там скромное место. А в структуре импорта, за который отчитывается эта таможня, преобладают картон и бумага (пятая часть от всего объема), пластмассы и изделия из них, оборудование и механизмы, продукция нефтехимии. Или взять Пулковскую таможню, отвечающую за крупнейшие на Северо-Западе воздушные ворота. Она обслужила в минувшем году 18,1 млн человек, в том числе 2,5 млн пассажиров - на международных линиях. Это на 72% больше, чем в провальном 2020‑м, но опять же меньше, чем в докоронавирусном 2019‑м. А вот желание изловчиться и перевезти через границу тайком валюту в размерах, превышающих допустимые суммы, у многих, по «традиции», осталось, считает руководитель этой таможни Андрей Ровчак. Или стремление утаить незадекларированные и запрещенные предметы: наркотические и психотропные вещества, товары военного назначения и др. Расслабляться пулковским таможенникам, в общем, не приходится. В прошлом году они выявили 59 уголовно наказуемых преступлений и 1005 административных правонарушений, изъяв запрещенные к ввозу товары на сумму более 162 млн рублей. Причем незаконные вещи вроде наркотиков они «вылавливают» и в растущем (из‑за популярной интернет-торговли) потоке международных почтовых отправлений. Доля же экспресс-отправлений увеличилась за время пандемии более чем вдвое. Защита интеллектуальной собственности - другое важное направление деятельности СЗТУ, рассказал Сергей Сенько. Противодействуя обороту контрафактной продукции, таможенники Северо-Запада задержали на границе в 2021‑м более 1,5 млн единиц подделок (в основном это одежда и обувь). А предотвращенный ущерб, который могли бы понести правообладатели известных брендов, оценивается в 763 млн рублей. Только на российско-белорусской границе за этот период было изъято свыше 2 млн пачек «левых» сигарет и 3 тонны табака для кальяна. Объем несанкционной продукции, запрещенной к ввозу в Россию, которую выявили и задержали сотрудники СЗТУ, составил за это же время 144 тонны. Из незаконного оборота они изъяли, кроме того, 725 кг наркотических и психотропных веществ, а также около 85 кг сильнодействующих препаратов. Словом, таможенники не ослабляют контроль, заботясь о том, чтобы российские рубежи оставались для подобных вещей на замке.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |