АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Некоторые таможенные операции переведут в мобильное приложение в Казахстане19.09.2022
Реформирование таможенной системы в Казахстане сопровождается автоматизацией и внедрением новых технологий. О том, как усовершенствовались таможенные процедуры за годы независимости, в интервью «Казахстанской правде» рассказал заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Кайрат Джумагулов. Кайрат Каримович, какие изменения претерпело таможенное ведомство в плане технической модернизации? Если говорить об автоматизации и информатизации казахстанской таможни, то эти процессы берут начало с постановления Правительства республики от 4 марта 1995 года «Об автоматизации таможенных органов Республики Казахстан». По его итогам в стране была создана «Единая автоматизированная информационная система» таможенной службы. Следующим этапом автоматизации стало появление в 2001 году автоматизированного рабочего места таможенника «Универсальный». В 2009-2010 годы состоялся запуск Таможенной автоматизированной информационной системы (ТАИС). После её внедрения была сформирована Центральная база данных электронных копий таможенных документов. Благодаря чему таможенные органы могли уже самостоятельно формировать статистику внешней торговли и ежеквартальные справочники условных цен. ТАИС способствовала зарождению ряда новых систем и сервисов, таких как «Web-декларант» (формирование декларации на товары), ИС «Статистика» (формирование статистики внешней торговли), СКУР (система контроля управления рисками), ИС «Интегрированное хранилище данных» (сведения из деклараций на товары), ТТС «Центр оперативного управления» (контроль транзита), «ИТТ» (интегрированный таможенный тариф). Данные сервисы позволили значительно сократить временные и финансовые издержки бизнеса при обработке таможенных документов. Не секрет, что ранее ту же таможенную декларацию обрабатывали несколько инспекторов, это являлось административным барьером для бизнеса. Как всемирная глобализация и постоянно увеличивающиеся объемы международной торговли повлияли на таможенные процедуры? Пришлось ли пересматривать устоявшиеся концепции? В век информационных технологий и смарт-сервисов таможенное дело должно идти в ногу со временем. Старые системы уже не справлялись с новыми реалиями. Существующие ресурсы не позволяли обеспечивать эффективный контроль и содействие законной торговле. Поэтому нами поэтапно была внедрена «Автоматизированная система таможенного и налогового администрирования» (АСТАНА-1), это обеспечило международные обязательства Казахстана по переходу на 100-процентное электронное таможенное декларирование. «АСТАНА-1» позволила осуществлять автоматизированный контроль всего таможенного процесса - с момента подачи предварительной информации до контроля после выпуска товаров, а также стала ключевым инструментом системы прослеживаемости товаров. Кайрат Каримович, расскажите, как изменился порядок движения товаров через границу с появлением «АСТАНА-1». Ранее, до её внедрения, декларирование осуществлялось на бумаге, и чтобы растаможить товар, надо было обязательно обращаться к платным услугам брокеров, которые набирали декларацию, формировали пакет документов и все это несли на таможенный пост. Плата за услуги брокера составляла от 15 тысяч до 1 миллиона тенге за одну декларацию. При этом таможенный инспектор вручную вел прием и регистрацию бумажной декларации, производил контроль и потом принимал решение о выпуске товаров, подписывал документы, ставил печати и штампы. Для этого применялись семь вышеперечисленных разрозненных информационных систем, которые были недостаточно интегрированы между собой, что, в свою очередь, влияло на увеличение времени обработки данных. Временные затраты при прежнем алгоритме таможенной очистки создавали значительную финансовую нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности. К примеру, если предприниматель в течение трех часов после прибытия не успевал растаможить груз, то его необходимо было размещать на складе временного хранения, что в большинстве случаев и происходило. С внедрением электронного декларирования функционал семи информационных систем был объединен в единой системе «АСТАНА-1». Сегодня бизнес может самостоятельно формировать и подавать декларацию из любой точки мира в любое удобное время, не выходя из офиса или дома. При этом систему можно скачать бесплатно на сайте Комитета государственных доходов. Несомненно, это удобно. Сколько времени и средств можно сэкономить, пользуясь услугами таможни онлайн? Поданная декларация проходит проверку в автоматическом режиме. Если отсутствуют риски, декларация выпускается системой автоматически. Этот процесс происходит в течение минуты и без участия сотрудника таможни, что значительно сокращает время очистки товаров и исключает прямой контакт между участником внешнеэкономической деятельности и таможней. Если раньше на это требовалось в среднем от одного часа до двух дней, то сейчас 82% из всех деклараций выпускаются за одну минуту. Автоматизация таможенного контроля позволила снизить ставку таможенных сборов за декларирование товаров. Ранее приходилось оплачивать 25 тысяч тенге за основной лист и 19 тысяч - за дополнительный. Таким образом, общая сумма сборов за одну декларацию оценивалась минимум в 25 тысяч и максимум в 6,3 миллиона тенге. Сегодня сбор за одну декларацию вне зависимости от количества товаров составляет 20 тысяч тенге. С момента внедрения «АСТАНА-1» в результате администрирования сумма дополнительных поступлений таможенных платежей и налогов составила более 250 миллиардов тенге. Кайрат Каримович, расскажите коротко об интеграции таможенных систем с Платежным шлюзом электронного правительства. Это важный момент в нашей работе. В настоящее время оплаченные декларантом платежи в течение нескольких минут поступают на единый лицевой счет и отражаются в информационной системе «АСТАНА-1». При наличии достаточных денежных средств на лицевом счете предпринимателя списание таможенных платежей и налогов осуществляется автоматически. Одновременно проведена интеграция информационной системы «АСТАНА-1» с базой данных «Е-лицензирование», что дало нам возможность автоматически проверять наличие⁄отсутствие лицензий и разрешительных документов на декларируемые товары, а также проводить учет таких товаров. «АСТАНА-1» интегрирована с аналогичными системами стран Евразийского экономического союза, а также с третьими странами. В частности, налажен онлайн-обмен таможенной информацией с Китаем и Узбекистаном, он позволяет нам значительно сократить объемы «теневой» экономики. Система «АСТАНА-1» разработана в соответствии с международными нормами и стандартами и получила высокую оценку таких международных организаций, как ООН, ВТО. Генеральный секретарь Всемирной таможенной организации Кунио Микурия отметил, что «АСТАНА-1» может послужить примером лучшей практики для многих стран. И в заключение поделитесь планами. Что ещё Вы намерены усовершенствовать в таможенных процедурах? Казахстан не собирается останавливаться на достигнутом. В перспективе планируется расширение технических возможностей системы. В первую очередь это касается автоматизации неохваченных таможенных процессов и интеграционного взаимодействия с иными системами государственных органов и основных стран-контрагентов. Нами прорабатывается перевод отдельных таможенных операций в мобильное приложение для возможности таможенного декларирования со смартфонов и планшетов. Начать данную работу планируется с сегмента электронной торговли с последующим расширением функционала по другим видам таможенных операций. Конечная цель всей нашей работы по цифровизации заключается в создании комфортных условий для простых граждан и бизнеса в их внешнеэкономической деятельности, и это для нас на сегодня является приоритетной задачей.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |