АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Зона свободной торговли - новые возможности для бизнеса

17.09.2022
Зона свободной торговли - новые возможности для бизнеса

Наталия Николаевна Тараскина, заместитель начальника отдела специальных вопросов торгового регулирования Департамента торговой политики, ЕЭК. Стенограмма выступления Н.Н. Траскиной в рамках круглого стола «Союз без границ: Реализованные цели и новые вызовы. Итоги 2021 года» на Международном конгрессе предпринимателей ЕАЭС, прошедшем 30 ноября 2021 года. «Спасибо большое за слово, за возможность выступить. Отдел специальных вопросов торгового регулирования Департамента торговой политики ЕЭК отвечает за проведение переговоров по заключению соглашений о свободной торговле. Мое выступление будет состоять из трех частей. Первая будет теоретической, в принципе, что такое ЗСТ, какие здесь есть международные правила. Вторая часть будет более практическая. Я расскажу какие соглашения у нас уже есть, какие находятся в процессе заключения, и с какими странами мы изучаем целесообразность заключения соглашения. И третья часть уже больше будет касаться бизнеса, взаимодействия с бизнесом, что у нас есть, какие площадки взаимодействия, что мы ждем от бизнеса.

Если с теоретической части начать, то под зоной свободной торговли в соответствии с 24 статьей Генерального соглашения ВТО по тарифам торговли, понимается группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничения в отношении практически всей торговли между составляющими территории и в отношении товаров, происходящих с этих территорий. Такие соглашения являются по сути исключением из режима наиболее благоприятствуемой нации, которые заключаются в том, что члены ВТО предоставляют друг другу единый недискриминационный режим, то есть никого нельзя дискриминировать по отношению к другому члену. ВТО не препятствует созданию соглашения о ЗСТ. Такие соглашения способствуют развитию торговли между государствами или объединениями государств и не создают никаких препятствий для других членов ВТО. Вот эти две составляющие обязательные. Практика заключения ЗСТ достаточно широкая. Это наиболее распространенный вид региональных торговых соглашений, порядка 85% региональных торговых соглашений как раз ЗСТ. Это вполне объяснимо, поскольку заключение таких соглашений не сложное, насколько это возможно, конечно, поскольку оно не требует гармонизации национальных законодательств, не требует гармонизации тарифов, но в то же время открывает новые возможности на новых рынках иностранных государств.

Таким образом, соглашение о ЗСТ является важным инструментом торговой политики. Эта функция закреплена за Евразийской экономической комиссией - заключение таких соглашений в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 2011 года. Теперь к практике. Какие же у на сейчас есть соглашения о свободной торговле. Это Соглашение с Вьетнамом, самое первое наше заключенное соглашение, стороной, которой является ЕАЭС. Вступило в силу оно в октябре 2016 года и совсем недавно было 5 лет как оно действует. В принципе, это даже единственный пример, по которому мы можем оценить итоги, результаты функционирования Соглашения. Итоги следующие: общая динамика развития торговли с Вьетнамом показывает устойчивый рост. Так с 2016 по 2020 год внешнеторговый оборот между сторонами увеличился на 31% - с 4,2 в 2016 году до 6,3 миллиардов долларов США в 2020 году. Достаточно неплохие показатели, конечно, здесь есть определенные нюансы, связанные и с ковидом, и с попыткой выхода из этого состояния, но все же рост есть, и он стабильный.

Второе соглашение, которое у нас было заключено и вступило в силу - это Временное соглашение с Ираном. Почему временное? Потому что оно не совсем подходит под определение ВТО, поскольку не затрагивает практически всю торговлю так, как это должно быть. То есть, в соответствии с определением ВТО ЗСТ должна охватывать практически всю торговлю. Здесь нет. Но это был такой достаточно неплохой задел сделан на будущее и сейчас как раз проводится работа по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле. Второе направление в этом треке, оно более техническое, но все же. Все-таки Временное соглашение - оно временное. И оно было принято на три года, либо до момента вступления в силу полноформатного соглашения. Поскольку мы понимаем, что важно не быстро завершить работу по заключению соглашения, а качественно это сделать, то могут быть некоторые нюансы и может сложиться ситуация, когда будет разрыв в применении префрежима. Для этих целей разработан Протокол к Временному соглашению, предусматривающий продление действия Временного соглашения. То есть, мы исходим из того, что разрыва действия преференциального режима не будет. Ну а работа, соответственно, по заключению полноформатного соглашения сейчас идет, состоялся первый раунд, ожидается второй, сейчас находимся на этапе выработки тарифных предложений, определения в отношении каких же товаров у нас будет тарифная либерализация и каким образом.

Статистика по Ирану. Товарооборот ЕАЭС с Ираном в 2020 году увеличился по сравнению с 2019 годом на 18,5%. Но здесь даже интересней больше сравнение периодов январь - август 2020 года и январь - август 2021 года. Товарооборот вырос аж на 60%, почти на 60%, при этом экспорт государств - членов ЕАЭС вырос на 80%, а импорт увеличился на 30%. То есть, конечно, произошел очень хороший рывок в этом году. Третье Соглашение о свободной торговле, которое действует в ЕАЭС - это Соглашение о Зоне свободной торговли с Сербией. Но оно совсем молодое, оно вступило в силу буквально летом этого года и, конечно, эффекты пока оценить сложно. Но они вряд ли будут колоссальные, почему? Потому что это пример гармонизации торговых режимов государств - членов ЕАЭС, поскольку у большинства государств - членов уже действовали соглашения с Югославией на тот момент и, в принципе, изменения по сути не очень большие в тарифной части, там буквально по нескольким товарным кодам прибавилось обнуление. Это то, что касается Сербии.

Если из торговых соглашений, то есть не преференциальных, то есть ещё торгово-экономическое соглашение с Китаем, он не преференциальное, оно не предусматривает либерализацию таможенного тарифа, но оно устанавливает определенные рамки для развития сотрудничества между Союзом и Китаем. Заключено ещё было Соглашение с Сингапуром, рамочное соглашение - Соглашение о свободной торговле. Но оно пока не вступило в силу, разрабатывается, поскольку многие государства - члены ЕАЭС увязывают вступление в силу этих соглашений с вступлением в силу соглашений по услугам с Сингапуром. Из тех направлений работы, которые у нас сейчас находятся в активной стадии. Это заключение соглашения с Египтом, заключение соглашений о свободной торговле с Индией и с Израилем. И также в настоящее время изучается целесообразность заключения соглашений о свободной торговле с Индонезией и Монголией. Решения по ним, надеюсь, будет принято, ожидали к концу этого года, но перенесено решение этого вопроса на следующий год, на первый квартал, на первую половину, точнее будет сказать.

Зона свободной торговли - новые возможности для бизнеса

По поводу взаимодействия с бизнесом. Конечно, здесь очевидно, что одним из очень важных направлений эффективного функционирования Союза является открытое, прозрачное взаимодействие с бизнес-сообществом. Мы стараемся создать максимально доступные, возможные, простые пути такого взаимодействия. Что на данный момент мы имеем. Это отраслевые телеграм-каналы, куда входят основные производители и, в принципе, могут войти, кто хочет, то есть ограничений нет никаких. Там мы публикуем новости, мы публикуем опросы, ну такое более живое общение в общем-то стараемся организовать. Плюс из таких наиболее простых форм взаимодействия - это онлайн опросник на сайте Комиссии. Можно без проблем в любое время дня и ночи зайти и оставить любой вопрос, любое обращение в онлайн форме. Это всевозможные вебинары, семинары, которые мы устраиваем с бизнесом по актуальным вопросам текущей торговой повестки. Плюс создан бизнес-диалог, председателем которого является наш Министр по торговле и не так давно принято было решение, немножко изменился формат его работы, заседания Делового совета проходят ежеквартально, повестку формирует бизнес-сообщество, а также Департаменты Евразийской экономической комиссии. То есть перед каждым Советом, перед каждым заседанием проводится опрос бизнеса и Департаментов Комиссии - как вы считаете, какой вопрос необходимо вынести, рассмотреть, что нужно решить. Мы также надеемся и в общем-то этот инструмент уже себя показал достаточно эффективно, надеемся на более активное участие бизнес-сообщества в этом диалоге.

Если вернуться к тематике ЗСТ. Мы, конечно, понимаем, что зачастую нашим производителям важнее сохранить, защитить свой рынок, и зачастую бизнес боится отмены тарифов, боится, что на наш рынок хлынет иностранная продукция. Но здесь надо понимать, что каждое соглашение о свободной торговле предусматривает определенные инструменты защиты. Да, не по всем товарам, но по тем, по которым как раз есть такой риск, и такие инструменты используются, чтобы показывать, например, реализация Соглашения с Вьетнамом. Плюс необходимо отметить, что ЗСТ предусматривает взаимную отмену таможенных пошлин, поэтому не может быть одностороннего движения. С одной стороны, мы получаем запрос от бизнеса, что защитите такую-то отрасль, но, к сожалению, мы очень мало получаем запросов наступательных, что откройте нам вот этот рынок, мы туда хотим. И вот здесь мы призываем бизнес-сообщество к тому, чтобы думать о развитии своего экспорта и нам об этом по возможности сообщать, с нами взаимодействовать, чтобы мы тоже занимали более наступательную экспортную политику и учитывали интересы бизнеса максимально, безусловно, они сейчас учитываются, их учитывают и государства - члены при выработке своей позиции, но на мой взгляд это могло быть ещё более эффективно, мы к этому призываем.

Очень кратко, для того, чтобы понимать, каким образом бизнес может участвовать в работе по заключению соглашений, необходимо понимать процесс. Я очень кратко его опишу. Запрос на заключение соглашения может поступить от государства - члена, от Комиссии, либо от иностранного государства. То есть бизнес, если вы считаете необходимым, важным для себя направление развития экспорта в ту или иную страну, вы можете сообщить об этом в свое профильное министерство своего государства - члена и, соответственно, начать эту работу. Если все государства - члены согласны, безусловно, с началом такой работы, то собирается, утверждается совместная исследовательская группа по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле. По итогам принимается решение - начинать переговоры по заключению соглашения или не нужно этого делать. Если, соответственно, такое решение принимается, то начинается непосредственно переговорный процесс. Вот на этом этапе как раз очень важно, особенно важно участие бизнес-сообщества для того, чтобы понимать, куда же нам двигаться, какие у нас интересы по тарифам, где нам надо защититься, где нам надо наступать. И завершением переговорного процесса является непосредственно, я упускаю юридические детали, но согласование проекта соглашения всеми государствами - членами, принятие решение о проведение внутригосударственных процедур, подписание соглашения, опять же внутригосударственные процедуры для вступления в силу и вступления в силу соглашения. Это очень кратко, схематично, если есть конкретные вопросы, я уже углублюсь непосредственно в данную тематику, но уже в нужном направлении, если это интересно. Спасибо за внимание».

Ответы на вопросы. Над какими сейчас странами работаете? Какие сейчас страны в работе? Н. Н. Тараскина: Совместные исследовательские группы у нас созданы с Монголией и Индонезией. Это официальная информация, это я могу сказать. Не могу открыть завесу всех стран. Нет ни одной европейской страны? Н. Н. Тараскина: Нет. Но европейская страна - это опять же Евросоюз, то есть там, если уж говорить о соглашении, то с Евросоюзом. Пока очень аккуратно мы к этой тематике относимся. Да, мы это чувствуем. Ну ещё фактор, что мы по идее должны гарантировать какой-то экспорт, это я тоже услышала, это необязательно? Н. Н. Тараскина: Не гарантировать. Просто здесь, к сожалению, проблема в том, что мы больше слышим защитную позицию бизнеса, но мало слышим наступательную позицию бизнеса. То есть, основная идея моя была в этом. Было бы здорово слышать больше наступательную позицию, то есть, что нужно, по каким товарным группам, по каким направлениям, какие страны. У нас очень четкий регламент работы в Комиссии по поводу ответа и, в принципе, обработки обращений от бизнеса. Это строго 30 дней и в части нашего блока, я думаю, даже за блок могу сказать, что мы очень щепетильно относимся к каждому обращению и стараемся его отрабатывать качественно.

Обращение должно быть со статистикой какой-то? То есть, это не просто обращение - хочу вот. Н. Н. Тараскина: Хочу просто - это, конечно, ни о чем. Конечно, нужно более серьезно, нужна конкретика. Но опять же, начало-то можно положить в любом виде, а дальше мы будем смотреть. Скажите, а вот те соглашения о зоне свободной торговли, которые государства ЕАЭС заключили ранее, они продолжают действовать для государств или прекращают автоматически свое действие. Н. Н. Тараскина: Этот вопрос регулируется 2 статьей Договора, если хотите подробно посмотреть, можете туда посмотреть, но, в принципе, в чем заключается? Те соглашения, которые были заключены до 1 января 2015 года, они продолжают действовать. Но, конечно, необходимо проводить гармонизацию. Эта работа у нас ведется, но достаточно медленно. Но с другой стороны, эти соглашения, это практически процентов 90 соглашения в рамках СНГ, поэтому со многими из этих стран у нас уже Союз.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.