АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Грузоперевозки страдают от дефицита кадров и подорожания фрахта

15.09.2022
Грузоперевозки страдают от дефицита кадров и подорожания фрахта

На рынке грузоперевозок 2020-й сказался негативно: карантин вызвал общее падение спроса, а временный запрет на международную транспортировку привёл к непредвиденным сбоям в поставках. Больше всех пострадали компании, работающие на импорт и экспорт. При этом, по данным M. A. Research, в сегменте автоперевозок по итогам 2020 года объём рынка LTL (сборных грузов) подрос примерно на 2%. Это связано в первую очередь с общим трендом на сокращение среднего объёма одного отправления примерно на 10%, считает замдиректора транспортной компании «ПЭК» Вадим Филатов. «Компании начали закупать товары партиями, которые можно гарантированно реализовать. Соответственно, прирост LTL - за счёт сокращения FTL (отправок полными фурами)», - поясняет он. Вторая причина - бурный рост e-commerce: отправления для интернет-магазинов и маркетплейсов перемещаются между городами в составе сборных грузовиков. В 2021-м индустрии лучше - производственные мощности компаний восстанавливаются, а спрос на транспортировку растёт. Главные причины: вынужденная цифровизация бизнеса и снова - рост e-commerce. Но есть и проблемы.

Всем грузом в digital. Причина ускорения цифровизации рынка - пандемия и нарушенное ею взаимодействие контрагентов. В целом это на пользу. Как рассказали в ПЭК, компания запустила «электронную торговую площадку» по взаимодействию с транспортными компаниями, чтобы оптимально распределять рейсы между перевозчиками. «Сейчас ПЭК фрахтует более 95% всех рейсов онлайн. Обмен документами также переведён в электронный вид. В итоге на 40% сократили временные затраты логистов», - рассказывает Вадим Филатов. Кроме того, компания инвестировала в запуск цифрового центра управления перевозками для прогноза работы и загруженности склада на несколько недель. Это на 2% сократило себестоимость логистики и на 10% повысило качество взаимодействия складского и транспортного подразделений. Онлайн-платформа ГК «Монополия» обеспечивает прозрачность процесса заявки с выбором перевозчика и возможностью цифрового контроля за перемещением груза. Гендиректор ГК Екатерина Михайлова говорит, что продукт закрыл перманентную потребность в оборотном капитале через предоставление быстрых оплат и взаимозачётов по сопутствующим сервисам - топливо, страховка, ремонт.

В борьбе за клиента. Рост e-commerce стал для рынка перевозок палкой о двух концах. С одной стороны, транспортники смогли частично компенсировать убытки от закрытия границ. С другой - маркетплейсы теперь серьёзные конкуренты грузоперевозчиков. Wildberries и Ozon доставляют товар своими силами, выполняя функции логистических операторов. «Если логисты будут тянуть с развитием собственных сервисов, они проиграют. Маркетплейсы заберут львиную долю комиссии, будут управлять товарными матрицами, спросом - практически всем. Логистическим компаниям нужно плотнее работать с собственными службами доставки, создавая дополнительный трафик и возможности развития», - считает Вадим Филатов. Транспортным компаниям приходится подстраиваться под растущие запросы потребителей. В e-commerce тренд на ускорение доставки, сервис next day уже стандарт. По данным Data Insight, 16% клиентов готовы отказаться от заказа, если его не доставят в этот же день. Менеджеры компаний ставят на развитие сервиса комплексной логистики для e-commerce в формате next day в крупных городах.

«При этом нужно понимать, что стоимость затрат на логистику, уже выросших на 30% к прошлому году, в режиме «день в день» продолжит расти. Придётся выбирать: либо получатель платит за доставку (вопрос, насколько привлекательной остаётся услуга), либо производитель жертвует частью своей маржи, оплачивая логистику», - поясняют в ПЭК. Выкрутимся? Рост перевозчикам сдерживает стоимость фрахта - с начала 2021 года она увеличилась на 10-15% в целом по России. А средняя цена маршрута Петербург - Москва в первом полугодии увеличилась вдвое по отношению к аналогичному периоду 2020-го и продолжает расти. «Остро встал вопрос с дефицитом водителей, их средний возраст - 49 лет. Из-за пандемии сократились продажи грузовиков, купить новые проблематично из-за повышения цен и ограниченного предложения», - рассказывает Екатерина Михайлова. По оценкам аналитиков Russian Automotive Market Research, за 9 месяцев средняя цена грузового транспорта выросла на 26% относительно аналогичного периода 2020 года. Наибольший рост стоимости среди новых моделей показал KамAЗ-65115, подорожав по итогам трёх кварталов на 21%.

По словам Вадима Филатова, грузовики некоторых перевозчиков, как правило небольших, действительно простаивают из-за отсутствия водителей - трудно конкурировать с крупными игроками по уровню заработной платы. «Всё это ведёт к росту себестоимости перевозки. В такой ситуации задача - оптимизировать затраты, упрощать взаимодействие с перевозчиками, предлагать выгодные условия работы», - говорят в ПЭК. Для оптимизации затрат перевозчики могут применять различные технологии повышения утилизации собственного грузового автопарка. Например, одна из компаний запустила круговые экспресс-рейсы на маршруте Москва - Петербург - Москва: пока один тягач доставляет груз, его уже ждут два других загруженных прицепа. Затем происходит перецепка и замена водителя, а фура снова отправляется в рейс. В итоге пробег тягача в месяц увеличивается до 25-30 тыс. км.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.