АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Новые ледоколы должны обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути

14.09.2022
Новые ледоколы должны обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути

» - Сразу 24 судна оказались заблокированы льдами 19-20 ноября в акватории Севморпути (СМП). Суда российских и зарубежных компаний следовали без ледоколов. Об этом СМИ сообщил генеральный директор госкорпорации «Росатом», оператора Севморпути, Алексей Лихачев. По его словам, инциденту способствовал ряд серьезных факторов. «Первый - это поэтапное расширение перевозок по СМП, связанное и с объемом северного завоза, и с количеством реализуемых инвестиционных проектов, и с необходимостью развивать новые. Объемы серьезно возросли. Второе - это то, что пандемия наложила отпечаток на всю мировую глобальную логистику и косвенно повлияла на сроки проводок судов, которых с плановых сентября-октября сдвинули на конец октября - ноябрь, то есть на тот период, когда не рекомендуется самостоятельное движение по СМП», - цитируют Лихачева «Ведомости». Также одной из причин глава «Росатома» назвал неточный прогноз Росгидромета. Впервые за семь лет лед встал в некоторых районах акватории СМП на две недели раньше. И навигация, по словам генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, без ледокольного сопровождения стала невозможна практически с начала ноября. В Минвостокразвития же считают, что именно из-за некорректного прогноза ледовой обстановки блокировки судов не удалось избежать.

В Проектном офисе развития Арктики (ПОРА) рассказали, как решается возникшая проблема, какие последствия могу быть и какие выводы важно сделать. В «Росатоме» сейчас действует оперативный штаб по разрешению сложившейся ситуации под руководством заместителя генерального директора корпорации Вячеслава Рукши. Как сообщил Алексей Лихачев, по восьми судам уже нашли решение, по оставшимся 16 работа продолжается. Предполагается, что до конца декабря все проблемы с проводкой судов решат полностью, а северный завоз будет выполнен в полном объеме, сообщает портал goarctic.ru. «То, что лед в Арктике может образовываться на части акватории, новость только для тех, кто никогда не работал в Арктике. Специалисты знают, что осенью лед может образоваться неожиданно. Поэтому все разговоры о том, что на СМП можно обойтись без ледокольной проводки, ещё долго останутся просто разговорами», - прокомментировал директор информационно-аналитического центра ПОРА Игорь Павловский. Ситуация в акватории СМП негативно повлияла на северный завоз - поставку товаров первой необходимости в районы Крайнего Севера и на Дальний Восток. Также в непростом положении оказались зарубежные компании, чьи суда застряли на Севморпути.

Кроме того, как рассказал goarctic.ru управляющий партнер юридической компании «Инмарин» адвокат Кирилл Маслов, в ледокольной проводке в восточном направлении судам иностранных компаний отказали. Это значит, что им придется вернуться в порт отправки, что повлечет за собой ощутимые финансовые потери. «Эта ситуация подрывает доверие со стороны судовладельцев из-за рубежа. У них есть подписанный договор на оказание услуг по ледокольной проводке, однако в ответ на заявку на ледокольное сопровождение получен отказ», - отметил эксперт. По словам Кирилла Маслова, ситуация с застрявшими судами продемонстрировала высокую потребность Северного морского пути к развитию инфраструктуры. «Пока договоры на ледокольную проводку будут заключать под условиями, что погода будет хорошей, ледоколов будет много и они все будут в нужном месте, а ответственность сторон за односторонний отказ не будет взаимно сбалансирована, транзит никогда не станет линейным или хотя бы регулярным. Как планировать перевозку, если в любой момент в сопровождении по запланированному маршруту может быть отказано без каких-либо компенсаций?» - подчеркнул эксперт.

Ожидается, что вывод новых ледоколов в будущем все же позволит наладить на Севморпути круглогодичную навигацию. Сейчас в списке всего пять ледоколов: «Вайгач», «50 лет Победы», «Таймыр», «Ямал», а также головной универсальный атомный ледокол «Арктика». А до этого времени важно не утратить доверие партнеров, в противном случае перевозить транзитные грузы будет некому.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.