АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

В начале 4-го квартала рост грузовых перевозок по сети РЖД забуксовал

09.09.2022
В начале 4-го квартала рост грузовых перевозок по сети РЖД забуксовал

Динамика грузовых железнодорожных перевозок в РФ, с началом осени оттолкнувшаяся было вверх от «доковидных» уровней, уже в начале 4-го квартала исчерпала весь потенциал роста, свидетельствует статистика ОАО «РЖД», с которой ознакомился «Интерфакс». Если в сентябре 2021 г.- после двух месяцев вблизи допандемийных значений 2019 года - подъем составил сразу 0,6%, то в октябре он даже замедлился на 0,1 процентных пункта, до 0,5%. При этом перевозки по РФ продолжили проседать: снижение усилилось до 1,5% с 0,9-1,1% в предыдущих месяцах. По сути, именно «внутрянка», на долю которой приходится более половины всех объемов транспортировки, сдерживает общий показатель. Если в целом по сети РЖД в октябре 2021 г. было перевезено примерно на 0,59 млн тонн больше, чем двумя годами ранее, то на российских маршрутах - на 1,043 млн меньше. Основной негатив (-0,88 млн тонн) вносит уголь, падение перевозок которого в середине осени ускорилось с 1,9% до 6%, а также руда (-0,56 млн), строительные грузы (-0,4 млн) и проседающий нефтеналив (-0,13 млн тонн). Сглаживают «внутреннюю» динамику лес (+0,35 млн тонн), удобрения (+0,13 млн) и зерновые (+0,1 млн).

В этих условиях главную поддержку общему показателю оказывает транзит (+0,88 млн тонн), хотя его доля и невелика, а рост заметно замедляется (в октябре - с 62,9% до 43,6%). На этих маршрутах прибавляют уголь (+0,21 млн тонн), удобрения (+0,08 млн), «нефтянка» (+0,06 млн), черные металлы (+0,04 млн) и, вероятно контейнеры. В то же время, продолжает набирать силу экспорт, на долю которого приходится более трети перевозок. Его положительный вклад в совокупную динамику - 0,72 млн тонн, в основном - за счет угля (+0,59 млн), активно переориентирующегося на порты. Кроме того, растут отправки за рубеж удобрений (+0,47 млн тонн), черных металлов (+0,36 млн), кокса (+0,14 млн). Экспорт «нефтянки» по сравнению с уровнями двухлетней давности по-прежнему «слаб» (-0,42 млн тонн), но стремительно выправляется (до -5,2% в октябре с -24,1% в августе). Импорт по отношению к цифрам 2019 г. тоже вышел из «минуса» (+0,4% или 0,03 млн тонн). Основной вклад в динамику дают ввоз нефтеналива (+0,04 млн тонн), удобрений (+0,02 млн) и угля (+0,02 млн тонн), но прибавка почти полностью «съедается» широкой номенклатурой грузов.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.