АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Новые подходы таможенного контроля после выпуска товаров

08.09.2022
Новые подходы таможенного контроля после выпуска товаров

Руслан Валентинович Давыдов, Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Выступление на Международном таможенном форуме - 2021, 21.10.2021. «Я рад приветствовать на нашей очередной панельной сессии. Мы развиваем новые подходы таможенного контроля после выпуска товаров. Все, наверное, знают, что есть такой термин в нашей практике, это компании, контроль после выпуска в отношении которых сопряжен с рисками или невозможен. Мы сегодня об этих компаниях говорить не будем. Контроль после выпуска в общем и целом стал очень весомым и солидным фискальным инструментом Федеральной таможенной службы, вот Сергей Александрович более подробно скажет, но у нас результаты доначислений сопоставимы с тем, что у нас происходит на этапе до выпуска. Порядок цифр, по крайней мере тот же самый и сами цифры очень похожи. Сегодня уже доначислено порядка 19,5 миллиарда рублей, взыскано из них 10,6. Мы видим, что проблема доначислений, довзысканий на этапе после выпуска, как раз состоит в том, что есть компании, которые объявляют себя банкротами, условно говоря, растворяются и в отношении них контроль после выпуска невозможен. Поэтому с этими компаниями, наше твердое убеждение, надо разбираться на этапе до выпуска, при декларировании, чтобы система управления рисками работала четко по объектам контроля. А вот что касается работы с теми компаниями, которые в основном соблюдают таможенные правила, и иногда им надо помочь. Сегодня утром мы на деловом завтраке разговаривали с международными иностранными объединениями, это как раз то случай - инвестиционные компании, крупные фирмы, которые участвуют в цепочках создания добавленной стоимости - вот это, наверное, наши клиенты, клиенты нашего направления - контроля после выпуска товаров и вот об этом, собственно говоря, давайте поговорим сегодня.

На слайде мы видим, что таможенный мониторинг, таможенный аудит, что это такое. Есть налоговый мониторинг, мы слышали о нем. Таможенный мониторинг - это, по сути дела, систематическая деятельность таможенных органов по наблюдению за деятельностью компаний, занимающихся ВЭД. Вы знаете, что у нас в электронном досье есть все данные на компании, которые хотя бы одну декларацию подали, начиная с 2013 года, то есть мы видим динамику, мы видим как компании развиваются, чем занимаются. Туда подкачиваются уже данные Федеральной налоговой службы - довольно большой сегмент, мы видим налоговые риски, налоговую характеристику компаний. Планируется туда подкачивать данные из ветеринарных, фитосанитарных контролей, технических регуляторов, то есть получается, мы видим такую объемную цифровую картинку компании. Так вот мониторинг - это, собственно, наблюдение за деятельностью этой компании, которое ещё не означает проведение таможенных проверок, но может туда перейти, если мы начинаем видеть в рамках этого мониторинга какие-то аномалии в деятельности компании, которые вызывают вопросы и на эти вопросы требуется отвечать с применением форм таможенного контроля.

Таможенный аудит - это было предложение бизнеса. Когда компания выходит на IPO, она проходит различный аудит - её проверяют банковские, страховые организации, и эта проверка служит основанием, критерием для принятия определенных решений инвестора и других лиц. Мы не против этой темы, мы выясняли позицию Минфина, она близка к нашей. Такой аудит имеет право на жизнь, но мы не будем его инициировать, чтобы никому не подыгрывать, никого не загонять в этот аудит, То есть, аудит по тем критериям, которые важные, ценные для таможенного понимания деятельности компании, он может быть проведен, мы эти результаты готовы определенным образом учитывать, это предмет дальнейшего обсуждения с бизнесом и Минфином. Это добровольная история для бизнеса, получай аудиторское заключение, представляй его нам, для нас это дополнительное подспорье в той работе, которую мы ведем сами по изучению компаний. По сути дела цифровые двойники отсюда и вытекают - из электронного досье, это объемная картинка деятельности компании за определенный период, все это позволяет нам эту деятельность экстраполировать и прогнозировать и, в свою очередь, видеть отклонения в деятельности этой компании. Что это дает? Это дает нам возможность реже обращаться к контролю конкретной декларации той или иной компании. Потому что на одной декларации обмануть можно, это легче сделать, но на объеме, на динамике, на времени - очень сложно обмануть временную шкалу. Если ты вел себя, как говорится, добросовестно и у тебя в поведении не было никаких отклонений, то потом дальнейшие отклонения очень хорошо заметны. По сути дела, кстати, многие антикоррупционные вещи, которые делаются, когда сличаются доходы государственного чиновника и расходы за определенное время. Тоже очень трудно обмануть, потому что, если ты этих денег не заработал и тратишь на недвижимость, то возникает вопрос - откуда взялись деньги? Так и здесь, в истории с цифровыми двойниками. Плюс ещё здесь мы собираемся объединить возможности наших программных средств. То есть все это говорит о выборе объектов контроля на этапе после выпуска.

Коротко. Маркировка и прослеживаемость - это понятно, новые направления, которые дают нам новые возможности. Маркировка - о каждой единице товара, она во многом облегчает деятельность наших отделов контроля за оборотом и ввозом товаров, в работе наших мобильных групп очень большое подспорье. Ну и прослеживаемость товаров, то, что мы делаем вместе с ФНС России - это уже сопоставление движения товаров и движения денег, бухгалтерско-финансовой отчетности. Ну и, соответственно, дальше выход на многофункциональную систему по контролю за ввозом и оборотом товаров, которые, на наш взгляд, было бы правильнее распространить на весь Евразийский союз, с тем, чтобы вот эти прозрачные в таможенном отношении границы не являлись соблазном для нарушения таможенных правил на той или иной территории Союза. Дальше целевые индикаторы стратегии. Я уже говорил об автоматизированном отборе объектов и обмене с участниками ВЭД. Эти все технологии тогда будут работать по-настоящему, в полной мере, когда участники внешнеэкономической деятельности будут готовы к большей открытости, то есть это допуск к системе учета. Мне кажется, очень важный вопрос, здесь важна, на мой взгляд, добросовестность и добровольность со стороны бизнеса. То есть, наверное, не надо бизнес принуждать, не хотите делиться данными, пожалуйста, но надо понимать, что тот, кто представляет данные, тот вправе рассчитывать на иное отношение к себе, скажем так, на более лояльное, потому что и так все видно, итак прозрачно. То есть это в концепции траста, доверия, которая используется и в европейских таможнях, и во всех передовых таможенных технологиях. То есть, должны быть основания на переход к модели контроля в основном на этапе после выпуска. Это когда декларация уходит, как мы знаем, в автоматику, цифры уже сегодня достаточно большие, в этом году мы автоматически выпустили деклараций больше, чем за весь прошлый год. То, что вылетает автоматически, надо все равно каким-то образом мониторить и контролировать. Не было ли там ошибки автоматическом выпуске, как раз технология контроля после выпуска и помогает это сделать.

Собственно говоря, о целях я сказал. Главная цель - это создание комфортной среды, которая позволит именно добросовестному, добропорядочному бизнесу, который добровольно желает и умеет, соблюдать таможенные правила, для такого бизнеса мы готовы даже, как говорится, горы свернуть. Про маркировку и прослеживаемость я уже сказал. Есть нарекания по маркировке, о стоимости этой маркировки, по охвате, по уровню технологий - насколько достаточно или недостаточно для того, чтобы все работало безотказно, надежно и достигало своей цели. Есть определенные нарекания со стороны бизнеса и у нас есть свои вопросы, но это все болезни роста. Мы видим, как это преодолевается на глазах и, безусловно, все трудности будут преодолены. Я думаю, мы сейчас очень важный опыт нарабатываем - в стране, в Евразийском союзе, который поможет в дальнейшем очень резко перейти к опрозрачиванию потоков и предотвратит от возможности и желания экономически необоснованных перетоков между странами ЕАЭС. Охват маркировки по категориям. Не буду цифрами сейчас загружать, они представлены и, действительно, все больший охват, все большая доля рынка товаров с маркировкой, и эта тенденция будет сохраняться.

Некоторые результаты, я понимаю, что они многих могут шокировать, сколько мы выявляем, про это тоже мы с бизнесом говорили. К сожалению, есть такая ситуация, есть люди, которые сознательно, целенаправленно не соблюдают закон. Когда не будет этих людей, не будет и дел об административных нарушениях. Говорил я уже о таможенном мониторинге и цифровых двойниках, мы готовы говорить об этом более подробно, не хочу затягивать, давайте дальше. Цифровые двойники, слайд, характеризует, как мы это видим. Да, о чем я ещё не сказал и стоит, наверное, об этом поговорить, что вот эта технология должна быть связана с технологией категорирования участников ВЭД, потому что это постоянная обратная связь. Важны ещё источники информации. То есть, я говорил о том, что цифровую базу данных накапливаем по каждой компаний на основе собственной информации, которую мы получаем на основании декларирования, валютного контроля, контроля после выпуска товаров, но все таможенные службы стран мира активно используют коммерческие базы данных, открытые источники информации. Зачастую там тоже можно найти важную и полезную информацию, которая дает более полное представление о деятельности той или иной компании.

Коллеги, технология цифровых двойников - это дело ближайшего будущего. На самом деле, вот эти слова - цифровой двойник - они уже звучат не только из уст Федеральной таможенной службы, о них говорит уже Министерство транспорта, Росаккредитация. Понятно, все мы так или иначе получили, может быть и не задумываясь об этом, уже имеются наши двойники в том или ином виде - мы обращаемся в МФЦ и другие учреждения, активно бизнес собирает данные о потребителях. Стоит в интернете набрать какой-нибудь запрос, допустим, доски, и тут же начинаешь листать интернет и там реклама - купите доски, панели. Цифровой мир очень быстро развивается, бизнес этими возможностями активно пользуется, мы тоже это видим, этими возможностями пользуемся, и считаем, что применение цифровых технологий для добросовестного бизнеса будет приносить благо. Коли тебе нечего скрывать, ты это показываешь и отдаешь, взамен ты получаешь упрощение, ускорение, снижение объемов контроля».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.