АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Развитие Северного морского пути поможет РФ стать ведущим мировым игроком

28.08.2022
Развитие Северного морского пути поможет РФ стать ведущим мировым игроком

Развитие инфраструктуры для Северного морского пути (СМП) требует миллиардных вложений, но это позволит России стать лидером мирового рынка, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» экономический обозреватель Александр Баранов. Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с госкорпорацией «Росатом» подумать об организации с 2022 года регулярных транзитных грузовых перевозок по Северному морскому пути. Как сообщается на сайте Кремля, задание президента должно быть исполнено до 1 декабря 2021 года. Севморпуть - двигатель экономики РФ. Как отметил Владимир Путин в своем поручении, ответственным за организацию транзитных грузоперевозок по СМП необходимо обратить внимание на развитие портовой инфраструктуры, обеспечение безопасности судоходства и экономической эффективности перевозок, а также на необходимость гарантии таких перевозок в течение всего года. Российские законы определяют Северный морской путь как национальную единую транспортную коммуникацию РФ. Нынешние границы Севморпути - от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке - определены в Кодексе торгового мореплавания РФ, его протяженность составляет 14 тысяч километров. Как рассказывает экономист Александр Баранов, на акваторию СМП распространяются особые правила судоходства, которые устанавливает Российская Федерация.

«СМП - очень важный торговый коридор, который можно считать международным, потому что по нему может пройти любое судно, даже иностранное. Конечно, на проход корабля необходимо соответствующее разрешение со стороны РФ, но в сравнении с альтернативными путями, которых по сути и нет, получение зеленого света - сущая мелочь», - считает экономист. На данный момент документы стратегического планирования, направленные на комплексное развитие СМП, практически не охватывают транспортно-логистическую и промышленную инфраструктуру. Чтобы поручение президента РФ об организации транзитных перевозок было реализовано, необходимо приложить огромные усилия. И речь идет не только о создании нужной базы. «Предполагаю, что в правительстве задумаются о создании ледокольного флота, если речь пойдет о круглогодичном транзитном коридоре. Но если все инфраструктурные и организационные вопросы удастся решить, Северный морской путь станет новым двигателем российской экономики. Помимо всего прочего, с запуском СМП можно решить задачи по развитию портовой инфраструктуры Дальнего Востока и северо-запада России, включая Мурманский транспортный узел», - констатирует эксперт.

Развитие морской сферы необходимо РФ. Развитие морской сферы, кораблестроения и всех проектов, которые связаны с данным сегментом, является стратегически важной задачей для России, уверен экономист Александр Баранов. «Во-первых, развитие Северного морского пути нужно РФ для улучшения ситуации на внутреннем российском рынке, в частности по поставкам морепродуктов, рыбной продукции. Во-вторых, когда СМП будет модернизирован и готов для принятия любого судна, большие денежные средства начнут попадать в наш бюджет от иностранных компаний, потому как фирмы начнут чаще пользоваться российским морским коридором. В целом развитие и обустройство СМП хорошо и для экспорта, и для импорта. Водная магистраль сделает Россию ведущим игроком мирового экономического рынка», - отмечает Баранов. В 2020 году российские власти уже обсуждали расширение границ СМП и включение в них акваторий пяти морей, однако эту идею не удалось реализовать из-за особенностей Кодекса торгового мореплавания РФ. Тем не менее эксперты склоняются к мысли, что Северный морской путь все-таки будет модернизирован, ведь в Кремле серьезно нацелились на эту инициативу.

Экономист Александр Баранов подчеркивает: начинать необходимо с обустройства соответствующей инфраструктуры. Правда, обойдется это в миллиарды рублей. «Создать практически с нуля необходимую инфраструктуру очень сложно и финансово затратно. Однако при условии полного функционирования водной магистрали корабли, проходящие по нему, будут платить за использование сопровождения ледоколов, за стоянку и прочие услуги. Поэтому в теории можно будет достаточно быстро покрывать расходы», - подытожил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.