АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Доставка в срок. Как работает сортировочный центр «Почты России» в Петербурге

13.08.2022
Доставка в срок. Как работает сортировочный центр «Почты России» в Петербурге

Пандемия изменила все - нас самих, наш быт, мир. Общение, работа, учеба, покупки - многое ушло в онлайн, благодаря чему мы стали тратить на организацию своего существования меньше времени и усилий. А тысячи бизнесов, больших и малых, очень быстро и кардинально перестроили свою работу. За семь месяцев нынешнего года количество отправок «Почты России» для ретейла на Северо-Западе выросло на 95% в сравнении с аналогичным периодом 2020-го - из интернет-магазинов покупателям доставлено свыше 5 млн отправлений. При этом почта, которую в народе по привычке считают консервативной и медленной, не захлебнулась в потоке посланий, а напротив - во многом ускорилась и упростилась для своих партнеров и клиентов. Чтобы рассказать об этом, руководство макрорегиона Северо-Запад АО «Почта России» пригласило журналистов на свою главную «кухню» - в Петербургский автоматизированный сортировочный центр (АСЦ). В производственном помещении площадью 12 тыс. кв.метров движение лент-конвейеров, конвертов, пакетов и коробок, а также людей, погрузчиков и тележек не прекращается круглосуточно и круглогодично. Исключение - вечер 31 декабря и утро 1 января. Все остальное время в режиме нон-стоп здесь разбирают поступающую почту, сортируют и распределяют по тысяче направлений, после чего машины развозят её по местам назначения. На производстве в АСЦ трудятся 692 человека. Автоматизированная сортировка составляет порядка 70%.

Это крупнейший сортировочный центр «Почты России» на территории Северо-Западного региона и третий по объемам письменной корреспонденции в стране, - говорит заместитель директора по логистике макрорегиона Северо-Запад АО «Почта России» Алексей Федоров. За семь месяцев текущего года АСЦ обработал свыше 176 млн почтовых отправлений. В среднем до полумиллиона писем и по 200 тыс. почтовых отправлений различных видов ежедневно. Новенький мультисортировщик для писем «выстреливает» конвертами на ленту с такой скоростью, что за ними трудно глазом уследить. Машина распознает как штрихкоды регистрируемых отправлений (заказных писем), так и рукописный текст из адресного блока. Вылетев с дорожки конвейера, письмо падает в нужную ячейку-выход из 250 имеющихся и далее - в лоток. Когда лоток наполняется, оператор перекладывает письма в ящик и закрывает его. Правда, прежде чем попасть на ленту автомата, конверты должны побывать в руках у человека: их прощупывают, чтобы не пропустить вложений, которые могут повредить машину. Некоторые отправители, не стесняясь, кладут в конверты с письмами монетки, флешки и другие опасные для техники мелочи. То, что не подходит для автоматизированной сортировки, десять сотрудников раскладывают по ячейкам вручную. И ещё в специальной тихой комнате операторы «забивают» в компьютер адреса с конвертов, которые машина не сумела «прочитать» - на каждый у них есть 8 секунд.

Есть в АСЦ подразделение, о котором знают немногие, - центр гибридной печати. Его задача - материализация электронных заказных писем и счетов. Именно здесь обретают физическую форму изначально виртуальные «письма счастья» от ГИБДД, коммунальные квитанции, уведомления и прочие официальные бумаги. Автоматическое оборудование их печатает, нарезает, сворачивает и конвертует, а коммунальные счета ещё и мейлирует (склеивает края). За январь - июль текущего года УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области приняло и обработало более 92 млн писем, что на 4% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество счетов увеличилось на 9% и превысило 57 млн единиц. С недавних пор к государственным и корпоративным клиентам добавились и частные лица, отправляющие электронные заказные письма через личный кабинет на сайте «Почты России» или приложение. Таких становится все больше - ведь это быстро и удобно... Услуга получается гибридная: клиент отправляет нам файл, мы его интегрируем в нужный формат. Если получатель готов получать заказные письма на госуслугах, оно будет отправлено в электронном виде, если нет - его материализуют, то есть напечатают и пришлют по почте, - поясняет зам. директора по почтовому бизнесу в Северо-Западном макрорегионе АО «Почта России» Александр Меленчук.

Несмотря на небольшую площадь и штат три десятка человек, петербургский центр гибридной печати - самый крупный узел в стране, печатающий письма и квитанции федеральных клиентов для всего Северо-Запада. Разбор бандеролей в АСЦ тоже ведет машина - по 200 тыс. штук в сутки. Электропогрузчик каждые 6 - 10 минут вываливает из объемистого ковша в столь же вместительный ящик гору мелких коробочек и пакетиков с товарами из интернет-магазинов, откуда они постепенно переезжают на движущуюся ленту. С другой стороны цеха ещё один автоматический сортировщик принимает посылки покрупнее - от 200 г до 20 кг. У истоков каждого «ручья подачи» трудятся по два оператора. Один выкладывает посылки из контейнера на ленту, другой сканирует штрихкод. Если картинка не сканируется, адресный блок в компьютер опять-таки «забивают» вручную. Каждый ручей разветвляется на рукава, после чего посылки с 12 конвейеров поднимаются на второй этаж и попадают на круговую ленту, с которой скатываются по желобам в 80 ячеек. Распределением маршрутов также занимается машина: она сканирует каждую посылку и назначает адрес каретки, приписанной к определенному сбросу.

Это мозг и сердце сортировки: если здесь произойдет какой-то сбой, остановится весь комплекс. Кстати, по внутренним правилам АСЦ, с момента поломки любого оборудования до повторного запуска линии может пройти не более полутора часов. С выросшей нагрузкой эта линия производительностью до 100 тыс. отправлений в сутки, работающая с момента открытия АСЦ в 2011 году, пока справляется - в среднем в день обрабатывает по 70 тыс. посылок. До конца года постараемся её модернизировать, чтобы ускорить процесс сортировки и облегчить труд людей, - рассказывает Алексей Федоров. - Сканирование будет автоматическим. Производительность увеличится до 150 тыс. посылок в сутки. Посылки с нечитаемыми адресами будут переправляться на три специально выделенных «ручья» с операторами... Максимальное время, которое письмо или посылка могут провести в стенах АСЦ, - 12 часов. В финале сортировки ящики с почтой в сопровождении накладных отправляются на погрузку в автомобили. В Петербург, Ленинградскую область, Псков и Новгород отправления доставляют напрямую до отделения связи либо почтамта, по остальным регионам - на другие сортировочные центры (на Северо-Западе их десять). В целом для обеспечения логистических процессов в регионе используется около 800 почтовых маршрутов общей протяженностью свыше 168 тыс. километров.

За январь - июль нынешнего года АСЦ обработал 140 млн писем, что на 11% больше, чем за аналогичный период 2020-го. Количество международных посылок увеличилось на 39% - до 278 тыс. штук. Поток посылок внутри страны вырос на 12% - до 11 миллионов. Число отправлений от интернет-магазинов почти удвоилось и достигло 5 миллионов. Согласно исследованиям, после пандемии 95% покупателей будут выбирать именно онлайн-шопинг, - отмечает зам. директора по электронной коммерции в Северо-Западном макрорегионе АО «Почта России» Елена Васильева. - Онлайн-коммерция растет во всех смыслах - в том числе по количеству посылок в одном заказе. Такого раньше не было. Растет и средний вес посылки. Что только ни заказывают наши граждане через Интернет - даже мебель, запчасти к технике, саженцы и рассаду... Доставляем все это в срок в самые отдаленные пункты.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.