АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Петербургские машины рванули за рубеж08.08.2022
Оправившись от коронавирусного шока прошлого года, автозаводы Петербурга значительно нарастили экспорт. В январе-июне 2021 года из Северо-Западного федерального округа (СЗФО) экспортировано 12 045 легковых автомобилей и прочих транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, говорится в оперативных материалах Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). Основной объём приходится на страны СНГ, куда было поставлено 11 409 единиц, на дальнее зарубежье пришлось 636 автомобилей. Общая стоимость экспорта составила $225,5 млн. Этот результат превосходит итоги последних 2 лет. Так, за первые 6 месяцев 2020 года с Северо-Запада экспортировано 8346 автомобилей (на $147,9 млн), а за аналогичный период 2019-го - 9932 (на $184,6 млн). По данным аналитического агентства «Auto-Dealer СПб», в январе-июне автозаводы Петербурга выпустили 187 тыс. новых машин (на 36% больше, чем за 6 месяцев 2020-го, и на 2% меньше, чем в первом полугодии доковидного 2019-го). Если сравнить эту цифру с данными СЗТУ, долю экспорта можно оценить в 6% выпущенных машин. В приоритете - рынки стран СНГ. В Санкт-Петербурге расположены три автозавода - Hyundai, Toyota и Nissan. Они выпускают девять моделей автомобилей, из которых семь традиционно входят в топ-25 самых популярных новых легковых машин России, по версии Ассоциации европейского бизнеса. Оценки самих предприятий по экспорту превосходят данные СЗТУ (возможно, по той причине, что часть поставок ведётся не из СЗФО). В целом они говорят о значительном росте зарубежных поставок. Продукция завода «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» (Qashqai, X-Trail и Murano) поставляется в Казахстан и Белоруссию. В первом полугодии компания отправила в Казахстан 1205 автомобилей (+90% к январю-июню 2020-го), в Белоруссию - 476 (+57%), рассказали «ДП» в российском представительстве автоконцерна. Кроме автомобилей завод также поставляет бамперы для Nissan X-Trail в качестве запчастей на центральный европейский склад в Нидерландах. «В 2020 году эти поставки были временно приостановлены из-за пандемии, но в 2021 году возобновлены. В первом полугодии было отправлено 2,84 тыс. штук», - уточнили в пресс-службе. Завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) отправляет на экспорт все четыре модели автомобилей (Hyundai Solaris и Creta, Kia Rio и Rio X). За минувшее полугодие предприятие увеличило объём экспортных поставок на 78% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В январе-июне 2021 года экспорт составил 14,6 тыс. единиц продукции, а за тот же период 2020-го - 8,2 тыс.», - уточнили в ХММР. Выпущенные на заводе автомобили экспортируются преимущественно в Казахстан, Белоруссию и Азербайджан. Во II квартале этого года ХММР запустил новый экспортный проект. В мае завод начал поставлять казахстанскому Hyundai Trans Kazakhstan автокомпоненты для мелкоузловой сборки Hyundai Accent (в России модель называется Solaris). В частности, речь идёт о поставке крупных кузовных панелей, сваренных навесных деталях кузова, выпущенных непосредственно на самом ХММР, а также других компонентов от поставщиков автоконцерна. Как сообщалось, для подготовки компонентов к отправке в Казахстан используется новая площадка в Шушарах (бывший завод GM). Toyota выпускает в Петербурге седан Camry и внедорожник RAV4, они экспортируются в две страны - Казахстан и Белоруссию. Цифры в компании не озвучивают. Раньше в российском представительстве оценивали объём экспорта примерно в 8-10% от общего объёма производства. На пути восстановления. Данные по экспорту автомобилей из СЗФО отражают общемировую тенденцию восстановления экономики, хотя экспорт автомобилей занимает и малую долю продаж петербургского автопрома, говорит доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова. По её мнению, летние месяцы должны будут поддержать восходящую динамику спроса. «Покупатели традиционно меняют приоритет в сторону отпускных трат», - поясняет эксперт. Будет ли спрос на новые автомобили расти такими же темпами, остаётся большим вопросом в условиях экономической неопределённости. С одной стороны, существующий дефицит новых легковых автомобилей ещё не покрыт. С другой - непрерывный рост цен может охладить какую-то часть покупателей и обратить их взгляды в сторону рынка подержанных автомобилей, рассуждает Дарья Щербакова. «Однако всё же падение экспортного спроса на те же автомобили Lada и постоянный рост цен подтверждают, что покупатели рассматривают автомобили как инвестицию, а значит, рост продаж будет продолжаться», - прогнозирует она. В прошлом году на показатели экспорта негативно повлияла остановка производства во время весеннего локдауна и ограничения на границах на основных экспортных направлениях из-за пандемии. Да и в целом ситуация в начале 2020 года была довольно нервозной. После коронавирусного шока началась адаптация к существующей реальности, говорит руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИГ «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. По его словам, власти страны стали ужесточать денежную политику, из-за чего кредиты станут менее доступными. «В связи с этим в середине 2022 года дефицит предложения удастся преодолеть и экспорт автомобилей Северо-Западного федерального округа останется на уровне 2021 года», - полагает эксперт. Дальнейшего роста поставок за рубеж он не ожидает. Что касается более долгосрочной перспективы, то примерно с 2026 года в кластере может начаться производство электромобилей, что повлечёт за собой переналадку производств и некоторое снижение экспорта, прогнозирует Андрей Верников. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |