АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Белоруссия перекрывает провоз товаров по серой таможенной схеме

04.08.2022
Белоруссия перекрывает провоз товаров по серой таможенной схеме

Данная «схема» весьма популярна у некоторых российских предпринимателей: её использование позволяло им не платить НДС при ввозе товаров в Россию, а также вопреки запретам завозить санкционную продукцию. Но даже предстоящее 30 августа прекращение действия документа, в соответствии с которым осуществлялось оформление грузов на белорусской таможне, «серые» поставки в РФ, по мнению предпринимателей, работающих «в белую», полностью не остановит. Способ провоза товаров из Белоруссии в Россию, который пока активно «практикуют» некоторые российские предприниматели, особой сложностью не отличается: действующий почти десять лет президентский указ даёт белорусским уполномоченным операторам (они же - таможенные брокеры) право освобождать от уплаты НДС, если растаможенный товар далее будет реализовываться за пределами Белоруссии. Чем, собственно, и пользуются наши ушлые бизнесмены. Легальная часть выстроенной системы провоза товаров выстроена следующим образом, если оформление груза проводится на российской таможне, то помимо пошлин надо сразу заплатить НДС. Некоторое время спустя (в отчётный период) его пересчитают, но в течение нескольких месяцев деньги находятся в системе ФНС. А при ввозе через белорусскую таможню НДС платится только после отчётного периода, то есть, владельцам грузов не надо «морозить» деньги.

Но в этой схеме, как оно нередко бывает, присутствует и нелегальная составляющая, построенная на негласных договоренностях предпринимателей с белорусскими таможенными брокерами. Суть этих «договоренностей» проста: при оформлении последние занижают стоимость провозимого груза и, соответственно, обязательную к выплате пошлину. Экспертам уже давно известны все «лазейки» в этой, столь удобной для ряда предпринимателей системе провоза товаров. Президент таможенного брокера КВТ Юлия Шлёнская прокомментировала процесс прохождения товара так: «белорусский таможенный оператор закупает товар у зарубежного партнера на своё имя. Ввозит в Белоруссию. При заявлении таможенной стоимости занижает её, получает от таможни выпуск. Почему таможня это позволяет (и позволяет только определённым компаниям) - можно только догадываться. После этот товар, имеющий статус товара ЕАЭС, поскольку уже был растаможен на территории ЕАЭС, покупает российская компания. По документам, она приобретает его за всю ту же «убитую» стоимость».

И практически все эксперты отмечают, что на российской таможне провернуть подобное вряд ли получится: сотрудники ФТС РФ очень внимательно относятся к тому, насколько заявленная таможенная стоимость соответствует реальной. Кстати, та же Шленская заметила, что кроме ввоза товаров по заниженной таможенной стоимости с отсрочками по НДС, некоторые «предприниматели» пытаются ввозить на территорию РФ санкционную продукцию. Задержание фур, груженых «санкционкой», мобильными группами ФТС и сегодня не такая уж редкость. И хотя, по её мнению, какая-то серая часть схемы и после её отмены останется, но она, и это данность, будет постепенно сходить на нет. Сегодня этой схемой пользуются только совсем отчаянные и не боящиеся ни бога, ни чёрта предприниматели. В последние годы Федеральная налоговая служба РФ плотно взялась за анализ подобных сделок между российскими и белорусскими юрлицами. И когда вы указываете реальный НДС (а он получается огромным, если купил по документам за $10, а продал за $200) и пытаетесь как-то запрятать свою сверхприбыль в несуществующие расходы, налоговая проявляет недюжинный интерес к вашей деятельности и привлекает к ответственности. Это происходит сплошь и рядом, - подчеркнула эксперт.

Согласен с выводами коллеги директор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло. Он, в частности, заметил, что «при существовании серой схемы всё больше участников рынка импорта стали переходить на «белую» сторону». Любое предложение по использованию серой схемы ввоза товаров на территорию РФ с отменой указа и без, даже до совместной работы ФНС и ФТС всегда несло риски. Речь не только о денежных потерях, но и репутационных, которые ведут к закрытию компаний. Тех, кто перешёл работать в Белоруссию, - уже не большинство, а малая часть рынка. Остальные же были вынуждены перейти на прямые контракты, - сообщил Властопуло. Кстати, по данным специалистов в этой сфере, процесс отслеживания пути товара, поступающего на территорию Таможенного союза и РФ, в частности, в ФТС запушен давно, и Белоруссия в этом плане всего лишь следующий шаг.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.