АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Базовая технологическая инвестиционная модель системы маркировки товаров средствами идентификации

21.07.2022
Базовая технологическая инвестиционная модель системы маркировки товаров средствами идентификации

Наталья Владимировна Ляхова, Заместитель директора Департамента таможенно-тарифного регулирования ЕЭК. Стенограмма выступления с заседания круглого стола «ЕАЭС 2021 - работа без границ», проведенного в рамках Международного Конгресса предпринимателей ЕАЭС, июнь 2021 г. «Добрый день, уважаемые участники круглого стола. Тема маркировки на сегодняшний день является, наверное, одной из самых резонансных тем на территории всего Евразийского экономического союза, которая широко обсуждается как в СМИ, так и на различных площадках, в том числе Евразийского экономического союза. Прежде чем перейти к базовой модели, я немного освежу в памяти информацию о том, с чего это все начиналось. В рамках нашего Евразийского экономического союза отсутствие границ, с одной стороны, способствует развитию торговли между нашими странами, способствует дальнейшей интеграции и развитию интеграционных связей. Но в то же самое время анализ текущей практики, текущей действительности показывает, что создается широкое поле деятельности для недобросовестных участников, которые пользуясь отсутствием границ, отсутствием дополнительного контроля, который ранее осуществляли таможенные органы, не в полной мере «в белую» осуществляют торговлю на территории нашего Евразийского экономического союза. Именно в этих целях, в целях контроля, обеления рынка, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан нашего Евразийского экономического союза, был и внедрен первоначально «пилот» на очень ограниченной группе товаров (предметы одежды из меха), на которых в тот момент были опробованы всевозможные способы маркировки, способы идентификации каждой единицы товара. Сейчас, когда мы говорим о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, мы, конечно, говорим не о той маркировке, которая определяется у нас техрегламентом, так называемая информационная маркировка, когда на каждом товаре существует обязательство производителя нанести определенную информацию, содержащую сведения о таком товаре. Мы говорим о цифровой маркировке, о присвоении некоего уникального кода каждому товару и, соответственно, возможности получить полную информацию об этом товаре, в том числе о движении этого товара, с момента его поступления на рынок до момента его реализации конечному потребителю, по этому уникальному идентификатору из баз данных, из систем маркировки, которые формируются в каждом государстве-члeне ЕАЭС.

На сегодняшний день основным базовым документом, который является правовой основой внедрения цифровой маркировки на территории Евразийского экономического союза, является Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации ЕАЭС, которое вступило в силу в конце марта 2019 года. Для реализации данного Соглашения, было принято 6 решений, которые касаются введения маркировки в отношении отдельных групп товаров. Это обувь, товары легкой промышленности, шины и покрышки новые, фотокамеры, духи и парфюмерная продукция, и последнее решение, которое вступило в силу буквально 6 мая, это введение маркировки на молочную продукцию. Также был принят концептуальный документ - Решение Совета Комиссии об утверждении базовой организационно-технологической модели системы маркировки в Евразийском экономическом союзе. Этот документ был принят на основании тех практических реализованных решений, которые приняты в отношении отдельных товаров, в развитие Соглашения о маркировке. Соответственно, Соглашение о маркировке у нас носит достаточно рамочных характер и определяет общие правила, в соответствии с которыми на территории Евразийского экономического союза может быть введена маркировка в отношении того или иного товара.

В частности, распределены роли при принятии решений. Часть ответственности отнесена к решениям Совета Комиссии, который должен принять решение о введении маркировки на территории Союза, определить срок введения такой маркировки, а также определить все технологические и технические аспекты, которые сопровождают маркировку товаров. То есть, чем маркировать, каким способом, как наносить маркировку на товар, какой состав сведений об этом товаре должен находиться в системе маркировки, и как должно осуществляться информационное взаимодействие между государствами-члeнами в целях обеспечения легальности нахождения этого товара на рынке всего Союза. Часть полномочий отнесена на уровень законодательства государств-члeнов. Все взаимоотношения с участниками оборота - порядок маркировки, порядок внесения информации в систему, сроки передачи такой информации - отнесены на уровень национального законодательства. Соответственно определен следующий механизм введения маркировки на территории Союза. Основным инициатором введения маркировки являются государства-члeны, то есть маркировка может быть введена только на основании предложений, поступивших от какого-либо государства-члeна с предоставлением обоснования, целесообразности введения маркировки в отношении этого конкретного товара. То есть, должен предоставляться анализ состояния рынка того или иного товара. Желательно предоставление хотя бы каких-то экспертных оценок по теневой составляющей этого рынка, о процентном соотношении производителей, импортеров, о имеющейся информации о затратах, которые понесет бизнес в результате введения маркировки. После получения такого предложения информация рассылается в адрес всех государств-члeнов с целью рассмотрения такого уведомления и, соответственно, в трехмесячный срок со дня рассылки такого уведомления, Совет Комиссии должен принять решение - вводить маркировку на территории всего Союза или не вводить. В случае принятия единогласного решения о введении маркировки в отношении того или иного товара на территории всего Союза, соответственно, утверждаются все технические характеристики, которые сопровождают введение маркировки на этот товар.

В случае, если в течение установленного срока решение Комиссией не принимается, у нас существует два пути. В таком случае, либо государство - инициатор предложения о введении маркировки вводит её на своей территории в соответствии со своим национальным законодательством в одностороннем порядке, и все остальные государства-члeны должны будут выполнять правила при ввозе своего товара на территорию этого государства-члeна, либо несколько государств могут договориться о маркировке на своих территориях по единым правилам и, соответственно, осуществлять взаимодействие друг с другом с использованием интегрированной информационной системы Союза. В настоящий момент рассматриваются различные способы маркировки. Допустим у нас меховые изделия маркируются с использованием встроенных RFID меток, которые являются достаточно дорогостоящим способом маркировки с точки зрения необходимости в оборудовании, записывающего информацию на RFID метку, и оборудовании, считывающего информацию с RFID метки. И на сегодняшний день на площадке Комиссии рассматривается возможность об упрощении маркировки меховых изделий с целью приведения к единому стандарту, который сейчас принимается в отношении других товаров. На сегодняшний день за основу взят стандарт маркировки двухмерным штрих-кодом DataMatrix код формата GS 1, соответственно, рассматривается предложение о переходе маркировки шуб на такой же способ маркировки, как в отношении других товаров.

При анализе, конечно, учитываются, определенные выгоды, которые несет государство при введении маркировки, выгоды, которые может иметь бизнес по результатам введения маркировки на территории государств и Союза в целом и, соответственно, выгоды, которые несет потребитель. Конечно, цифровая маркировка - это достаточно серьезное изменение бизнес-процессов, она оказывает серьезное влияние не только на бизнес, но и на государства, потому что маркировка - это не просто нанесение некоего штрих-кода на товар, который и так у нас, по большей части, на каждом товаре имеется для целей простоты реализации товара в розницу, для целей учета и т.д. Это создание комплексной информационной системы, в которой задействованы не только участники бизнеса, но и уполномоченные органы сторон. Соответственно, должны быть развитые информационные системы и уполномоченных органов в целях упрощения контроля, в целях исключения дополнительной нагрузки в части дополнительных контрольных мероприятий со стороны госорганов по отношению к бизнесу, который участвует в системе маркировки. Соответственно, это изменение определенных бизнес-процессов; это либо установление нового программного оборудования, соответствующим образом, либо модернизация существующих систем. С этой точки зрения все прекрасно понимают, что это достаточно серьезная работа, достаточно серьезная нагрузка с широким сроком планирования, закладывания бюджета и т.д. Но вместе с тем, мы считаем, что система маркировки - это один из первых шагов к постепенному переходу к цифровой экономике, полному переходу в цифру, с возможностью обеспечения прозрачности оборота буквально каждой единицы товара на территории всего нашего Евразийского экономического союза.

Но нужно понимать, что в рамках Союза маркировка эффективна только тогда, скажем, в большей степени эффективности, когда она будет введена на территории всех государств-члeнов Евразийского экономического союза. При введении на территории 1-2 государств защищается рынок этих государств, но сохраняется возможность перетока контрафактного, неучтенного товара на территории государств-члeнов, которые не ввели маркировку на своей территории. В отсутствие прозрачных границ сохраняется ситуация и с обратным перетоком товара с территории тех государств, которые не ввели маркировку, на территорию тех государств, которые маркировку вводят и, соответственно, увеличивается нагрузка на контролирующие органы с тем, чтобы выявлять такие товары и принимать соответствующие меры в отношении оборота таких товаров. Как отмечалось, на территории ЕАЭС существует возможность введения маркировки либо в одностороннем порядке, в Соглашении заложена такая возможность, либо в многостороннем порядке на территории двух или нескольких государств по единым правилам. В целях развития этих норм и была подготовлена Комиссией совместно с государствами-члeнами и утверждена на уровне Совета базовая организационно-технологическая модель системы маркировки, в основу которой заложены принципы взаимодействия государств-члeнов, когда у нас введение маркировки идет именно по таким схемам. Соответственно, мы хотели с помощью такого решения создать в рамках Союза универсальную, унифицированную архитектуру системы маркировки Евразийского экономического союза, независимо от того, какое количество государств-члeнов присоединяется к этой маркировке, и независимо от того, в отношении какого товара эта маркировка вводится.

То есть, на данном этапе вступления в силу этого решения бизнес уже может опираться на те положения и нормы, которые заложены в этой базовой организационной модели, понимая, что в случае принятия решения о введении маркировки в отношении того товара, оборотом которого занимается бизнес, необходимо будет предпринимать именно те основные шаги, которые заложены в базовой организационной модели. В частности, у нас определена схема взаимодействия между двумя государствами и она стандартная - действует в отношении всех товаров, по которым у нас сейчас приняты решения. Введение маркировки на территории одного государства отличается в этой схеме только получением кодов маркировки экспортером в случае, если на территории государства, на котором находится, маркировка не введена, посредством запросов национального оператора этого экспортера к национальному оператору импортера. Во всем остальном схема аналогичная взаимодействию двух государств, которые ввели маркировку. Необходимо предпринимать четко определенные шаги для того, чтобы товар с территории одного государства мог быть без проблем быть поставлен на территорию другого государства, введен в оборот и в последующем реализован.

На сегодняшний момент предусмотрено два варианта взаимодействия государств - это, как я уже говорила, через информационную систему Союза, централизованное взаимодействие, четко определенное технологическими документами. В случае каких-либо форс-мажорных ситуаций, когда интеграционная информационная система Союза не справляется со своей задачей, национальные операторы государств-члeнов взаимодействуют друг с другом напрямую в целях обеспечения безбарьерного перемещения товаров с территории одного государства на территорию другого. В принципе, это вкратце все, что касается текущей ситуации с введением маркировки на территории Союза. В отношении каких товаров маркировка введена или ещё будет вводиться, более подробно расскажут коллеги из ЦРПТ. Российская Федерации является основным инициатором, основным драйвером этих процессов и, собственно говоря, другие государства-члeны решения принимают по аналогии с решениями, которые принимает Российская Федерация». Ответы на вопросы:
- Наталья Владимировна, а вот сейчас из пяти стран национальные операторы уже во всех есть?

Н. В. Ляхова: Да. На сегодняшний момент национальные операторы определены во всех государствах. В Республике Армения - это ЦРПТ Армения, в Республике Беларусь - это Белбланкавыд, в Республике Казахстан - это Казахтелеком, в Киркизской Республике - это Альфа Телеком, соответственно, в Российской Федерации - это ЦРПТ. Операторы определены у всех, поэтому мы ожидаем сейчас достаточно серьезное развитие этой истории с внедрением нашей базовой модели в рамках взаимодействия между всеми. Скажите, пожалуйста, прежде чем маркировать товар знаками идентификации нужно сначала идентифицировать его. Это общемировая практика. И Россия делает большие шаги для того, чтобы использовать идентификаторы мирового стандарта GS1. И мы видим, что это используется не только в маркировке. Вот сейчас Федеральная служба аккредитации тоже выпускает постановление по декларации соответствия, тоже указываются идентификаторы. Тот вектор, который выбрала Российская Федерация в ЕАЭС будет сохраняться? Потому что мы всегда слышим о том, что будут выбираться какие-то дополнительные коды, внутризоновые идентификационные номера, которые будут нам очень сильно, как информационным операторам, как бизнесу, мешать строить свои информационные системы. У нас получится два стандарта, которые необходимо поддерживать. Спасибо большое.

Н. В. Ляхова: На сегодняшний день те стандарты, которые приняты в Российской Федерации, принимаются в других государствах-члeнах, потому что именно на этих стандартах построены те решения, которые были приняты в Союзе. В основу этих решений, в основу кодов маркировки, которые наносятся на каждую единицу товара, включен SGTIN - серийный номер, так называемый код идентификации. И сейчас во всех странах принимаются решения о необходимости в случае отсутствия регистрации в национальной ассоциации GS 1 осуществлять такую регистрацию, получать GTIN на свой товар с целью маркировки этих товаров. Пока эта история сохраняется и развивается в едином ключе, едином направлении. Как мы будем развиваться дальше, время покажет, потому что есть история с единым каталогом в рамках Евразийского экономического союза. Как в рамках этого единого каталога может присваиваться иной код идентификации единице товара? - Ну это, наверное, вопрос будущего, до 2025 года. По крайне мере, в Стратегии заложена такая история создания Единого каталога товаров ЕАЭС.

У меня уточнение скорее, чем вопрос. Я услышала в Вашем выступлении, что скоро могут договориться о введении маркировки по единым правилам, следовательно, они могут и не договориться о единых правилах? В этом случае есть риск того, что будут не равные условия у тех компаний, кто в разных государствах. Н. В. Ляхова: Здесь, наверное, вопрос не разных условий. Здесь вопрос в дополнительной нагрузке, потому что в таком случае, осуществляя маркировку для ввода в оборот по одним правилам на своей территории, необходимо будет маркировать по другим правилам для ввода в оборот на территории другого государства. Это история проблематичная и, я не думаю, что действия этого государства вызовут глубокое одобрение бизнеса. На сегодняшний день те шесть решений, которые были озвучены, - принятые решения. Это решения об общих, унифицированных договоренностях стран. Это не решения об обязательной маркировки на территории всего Союза, потому что на сегодняшний момент все страны не готовы одномоментно вводить маркировку на эти товары. Поэтому стороны договорились, что они определяют вот эти общие технологические аспекты и вводят маркировку по мере своей готовности. На сегодняшний момент на введение маркировки на каждый вид товаров готова только Российская Федерация, которая уже ввела обязательную маркировку на большую часть товаров. В отношении части товаров готова Республика Беларусь. Остальные стороны пока не изъявили желания присоединиться к маркировке. Республика Казахстан планирует присоединиться к маркировке обуви к середине этого года. Остальные товары пока под вопросом. Вместе с тем, стороны не достигли договоренностей о том, что они вводят маркировку по единым правилам в отношении ряда подакцизных товаров - таких как табачная продукция и алкогольная продукция. Соответственно, Советом было принято решение, что в отношении этих товаров маркировка на территории Союза нецелесообразна и стороны вводят маркировку по своим национальным правилам. Но это особенная продукция, это подакцизная группа товаров, в каждом государстве существует свой контроль этого рынка. Это связано с уплатой акцизного налога. На сегодняшний момент при поставке тех же самых табачных изделий с территории одного государства на территорию другого государства, даже при отсутствии маркировки, должны выполняться условия оборота этого товара, установленные на территории того государства, в которое он импортируется. Поэтому в этом отношении мы пока особых рисков не видим. В отношении остальных товаров, мы стремимся к тому, чтобы принимались единые условия.

«Альта-Софт».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.