АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Белоруссия может получить доступ к транзиту электроэнергии через РФ

21.07.2022
Белоруссия может получить доступ к транзиту электроэнергии через РФ

Как выяснил «Ъ», общий рынок электроэнергии стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может заработать в 2025 году даже без единого рынка газа, против чего ранее категорически выступала Белоруссия. Страны установят прозрачный тариф на транзит, что теоретически может открыть для других стран ЕАЭС коммерческие поставки в Европу. По мнению аналитиков, начать их способна только профицитная Белоруссия: продажа 10 млрд кВтч с новой АЭС может принести Минску до €400 млн в год. Разрешение поставок позволит выстроить схему платежа Белоруссии за кредит РФ в $10 млрд на строительство АЭС. Общий электроэнергетический рынок (ОЭР) стран Евразийского экономического союза может начать работу в 2025 году даже в случае задержки запуска единого рынка газа. До запуска рынка газа торговать электроэнергией на ОЭР смогут уполномоченные субъекты от каждой страны, заявил «Ъ» директор департамента энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вадим Закревский (см. интервью). В ЕАЭС входят пять стран: РФ, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия. Их общая выработка в 2019 году превысила 1,2 трлн кВтч, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Объем взаимной торговли в 2017 году достигал 9,8 млрд кВтч. Белоруссия с 2018 года прекратила импорт из РФ (3 млрд кВтч).

Одно из ключевых изменений - создание механизма расчета тарифа транзита. Предполагается, что каждая страна будет рассчитывать стоимость услуги межгосударственной передачи на месяц вперед и гарантировать её неизменность для ОЭР, сообщил Вадим Закревский. Теоретически механизм может быть применен для поставок из стран ОЭР в Финляндию и Прибалтику. Однако на практике это станет возможным лишь в случае, если законодательством РФ будет установлено, что при поставках в третьи страны действуют те же положения, что и в рамках рынка ОЭР, подчеркивают в ЕЭК. Сейчас поставки в Финляндию и Прибалтику ведет только Россия: в 2019 году «Интер РАО» (оператор экспорта-импорта РФ) поставило в Финляндию 7 млрд кВтч за 21,9 млрд руб., в Литву - 6,3 млрд кВтч за 20,5 млрд руб. Участники ЕАЭС и сейчас могут претендовать на эти сечения, но РФ готова выставлять стоимость транзита по своей территории только постфактум, что не дает возможности рассчитать рентабельность поставки. В Минэнерго РФ сообщили «Ъ», что «вопрос тарифообразования нужно рассматривать с учетом влияния тарифа на финансовые показатели российских компаний и принимая во внимание имеющиеся пропускные способности энергосистемы России». Врио руководителя блока трейдинга, члeн правления «Интер РАО» (оператор импорта-экспорта РФ) Александра Панина сообщила, что на площадке ЕЭК ведется регулярная работа по разработке правил работы ОЭР, с начала года проведено 13 встреч. «Надеемся, что удастся договориться о правилах, основанных на принципе равенства, недискриминационности и взаимной выгоды стран-участниц, защиты общих и страновых интересов»,- заявила она.

Белоруссия после запуска второго энергоблока БелАЭС (2,4 ГВт) станет единственной страной в ЕАЭС, у которой будет профицит электроэнергии для поставок в третьи страны, говорит Сергей Роженко из КПМГ. Страны Прибалтики отказываются торговать с Белоруссией, но страна может торговать с Финляндией. По оценкам аналитика, потенциально поставки с одного энергоблока БелАЭС в Финляндию могут составить до 10 млрд кВтч, что соответствует выручке в €300-400 млн. «Решение может быть политическим: оно даст возможность выстроить схему платежа за российский кредит в $10 млрд на строительство БелАЭС и, с другой стороны, сохранить маржинальность поставок для «Интер РАО», которое будет получать комиссию с обслуживания транзита»,- полагает Сергей Роженко. «При полноценном механизме конкуренции угрозу монополии «Интер РАО» могут составить как представители стран с избытком мощностей, например Белоруссия, так и внутренние участники рынка РФ, такие как ТГК-1, с учетом низкого углеродного следа их ГЭС»,- считает Владимир Скляр.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.