АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Таможня и ВЭД: эффективность перехода в цифровой и автоматизированный формат таможенного администрирования28.06.2022
Первый заместитель Руководителя ФТС России Руслан Валентинович Давыдов. Стенограмма выступления Первого заместителя Руководителя ФТС России Р. В. Давыдова на второй ежегодной встрече ВЭД-клуба «Ведомостей». «Добрый день, уважаемые друзья. Я хочу всех поздравить, что мы наконец-то можем встретиться в очном формате и обсудить те проблемы, которые волнуют и бизнес, и таможню, и наших партнеров по внешнеэкономической деятельности. Большое спасибо «Ведомостям» и «Внешторгбанку» за организацию мероприятия. Я думаю, что все соскучились по таким прямым, открытым разговорам. Как обычно, мы покажем несколько слайдов. Тема нашего разговора - «Эффективность перехода в цифровой и автоматизированный формат таможенного администрирования». Я бы хотел напомнить, что Федеральная таможенная служба с 2008 года очень активно работает в области цифровизации. Причем 2008 год для нас ключевой, показательный. В сентябре 2008 года была выпущена первая декларация, поданная по сети Интернет. Другая дата - это 2014 год. Мы тогда за пять с половиной лет прошли путь к полному электронному декларированию, когда в силу закона таможенные документы стали подаваться и приниматься в электронном виде. С 2018 года утвердил это уже на все страны. Сегодня все таможни ЕАЭС работают в электронном виде. Это, конечно, большое достижение. На слайде представлены этапы внедрения предварительного информирования на различных видах транспорта - обязательное предварительное информирование на автомобильном транспорте в ЕАЭС было введено в 2012 году. Электронный формат для нас не новость, цифровизация - это часть нашей жизни сегодня. Главный результат, который, как и планировалось, был достигнут в 2020 году - это завершение нашей крупномасштабной реформы, которая, может быть, за всю историю существования российской таможни имеет наибольшее значение. Реформа определила облик современной таможни на годы вперед. Это - Комплексная программа, которая связана, в первую очередь с реструктуризацией системы таможенных органов. 1. В рамках реформы произошло создание к концу 2020 года шестнадцати Центров электронного декларирования - шестнадцати мест для декларирования товаров: восемь региональных таможен, три морских, авиационная, Калининград, Московская область, региональные и две специализированные таможни по видам товаров (энергетическая и акцизная). В 2018 году было более шестисот мест, куда можно было подавать декларации, сегодня - шестнадцать. У нас был небольшой всплеск недопонимания со стороны бизнеса с 1 февраля этого года, когда мы внедрили ещё и автоматическую диспетчеризацию между этими ЦЭДами. Я думаю, что недопонимание исчерпано, и сегодня все это работает достаточно стабильно. 2. Вторая составляющая нашей реформы - это автоматизация. Автоматизация всех процедур на базе цифровых форматов, цифровых взаимоотношений с бизнесом. Уже сегодня у нас выпускается в автоматическом режиме 86% импортных деклараций и 93,7% экспортных (от товарных партий, декларируемых участниками ВЭД низкого уровня риска). В этом году более 40% всех деклараций при экспорте выпускается полностью автоматически, без участия нашего инспектора. Это очень серьезное достижение. Эту цифру будем поднимать, надеемся, мы приложим к этому все силы, чтобы по итогам 2021 года у нас 50% всего экспорта выпускалось полностью автоматически. Что такое автоматизация для бизнеса? С 2012 года мы говорим о скорости совершения таможенных операций. От заключения внешнеторгового контракта до доставки и получения товара проходит от нескольких дней до нескольких недель. Средние сроки таможенного оформления, которые сегодня выглядят даже с учетом рисков поставок: для импорта - это порядка 6 - 7 часов, для экспорта - порядка 2 часов. Это время с учетом всех экспертиз, которые действительно могут занимать довольно длительное время. И уже сейчас к нам приходят запросы от бизнеса, что если утром декларация подана, то после обеда она должна быть выпущена, чтобы товар к концу дня прибыл бы в магазин. Такие обращения мы получаем, и мы готовы с ними работать. Автоматически выпущенная декларация - 5 минут, здесь таможенник становится не видим, не слышен и не заметен участникам ВЭД. Центры электронного декларирования - это, конечно, громадный скачок от тех, извините, ободранных стульев, на которых инспекторы сидели на частных складах временного хранения. Тогда владельцы складов не сильно торопились потратить деньги, чтобы хотя бы купить нормальные кресла инспекторам. Теперь все это очень пристойно выглядит. Если говорить о нагрузке на наши системы (информационную, информационно-коммуникационную), то она возросла не в разы, а на порядки, растет и ответственность. Я помню, 5 лет назад у нас был сбой в системе контроля вывоза товаров, о котором я узнал по звонку нашего белорусского коллеги, который сообщил, что на пункте пропуска стоят машины, потому что у нас «легла» система контроля вывоза, и машины начинают скапливаться. Любой сбой у нас сразу заметен. Особенно, когда это касается пунктов пропуска. Мы понимаем всю меру ответственности, и у нас уже начато строительство Центра обработки данных, главного ЦОДа в Твери. Уже идут строительные работы. В планах ввести его в эксплуатацию в 2023 году. Мы ставим задачу, чтобы у нас, что называется, было три девятки после запятой, то есть, чтобы доступность системы в режиме реального времени была обеспечена на уровне 99,999%. 3. Межведомственное взаимодействие - один из ключевых моментов нашей работоспособности. Миллионы запросов проходят по нашим системам. Это и Роспотребнадзор, и Россельхознадзор. Те, кто связан с оформлением ветеринарных, санитарных и других контрольных грузов, понимают, о чем идет речь. Наши партнеры из других ведомств стали довольно активно продвигаться вперед, и более того, мы уже сейчас ставим вопрос об интеграции систем в рамках Евразийского союза, для того, чтобы у нас многие моменты не тормозились, т.к. на текущий момент у нас нет данных с границы. Кстати говоря, все больше и больше таких ситуаций, когда груз заходит через другие границы, поэтому очень много идет к нам из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, и здесь очень важно иметь всю информацию по всей цепочке движения товаров для того. Я на этом закончу. Если есть вопросы, я готов на них ответить, но хочу сказать, что на самом деле, наверное, все согласятся с тем, что развитие электронного взаимодействия - это уже не просто «запрос - ответ» участниками ВЭД, а более глубокая интеграция в систему. Интеграция в систему участников ВЭД таможенной и налоговой служб, а также других ведомств. И тогда, наверное, можно перейти к тому, о чем сейчас многие говорят - это работа на базе цифровой платформы, когда в зависимости от потребностей участники ВЭД смогут с помощью цифровой платформы взаимодействовать с различными государственными структурами и ведомствами. На этот год мы ставим себе задачи отладить, ускорить, оптимизировать процессы взаимодействия Центров электронного декларирования с постами и таможнями фактического контроля. По этой теме у нас есть определенные нарекания со стороны бизнеса. Мы сами к себе очень строго относимся, критически, поэтому этот (2021) год мы должны посвятить отладке всех процессов взаимодействия с ЦЭДами, электронной таможней, постами фактического контроля и ведомствами, чтобы эта среда была действительно комфортной для добросовестного бизнеса. С нарушителями же, как говорил Папанов, «мы будем нещадно бороться». Ответы на вопросы. Ю. М. Ковалев, таможенный представитель: Я хотел задать вопрос Руслану Валентиновичу про опыт немецкой таможни. У них есть возможность у декларанта подать признак приоритетности, важности декларации. Объясню, почему это важно. Потому что, Вы правильно отметили, что разные виды транспорта определяют разную скорость. То есть, если груз плывет полтора месяца из Китая, 5 дней он хранится в порту, в принципе, не проблема, если он выпустится на следующий день и т.д. Если это авиационный груз или пароход стоит под разгрузкой, безусловно, для декларанта это приоритетный груз. Поясню мысль. Что Вы думаете, если один декларант из 10 - 20 своих деклараций, поданных единовременно, расставляет некие признаки приоритетности. То есть он имеет право 10 процентов - одну, две, три декларации пометить как срочное, важное, чтобы они в вашей информационной системе виделись. И наоборот, если нет никакой срочности, то ДТ остается в обычном режиме, и ею можно заниматься во вторую очередь. Повторюсь, это подсмотрено в Гамбурге. Там это работает, там вот как на электронных сообщениях - письмах можно ставить восклицательный знак, также декларанты там ставят на декларации. Р.В. Давыдов: Я Вам скажу, что лично я на это смотрю положительно. Но, естественно, это надо нормативно как-то прописать. Готовы рассмотреть, мне кажется, логичная идея. А у меня к Вам встречный вопрос - в Узбекистане сейчас подсмотрел - до сих (мне жаль), что мы не сделали систему идентификации участников ВЭД. А в Европе, например, есть Е-уровень. Допустим, у узбеков есть идентификация участников ВЭД и у них при декларировании (кроме номера декларации) выпускающий инспектор видит ещё и некий идентификатор для декларанта. И из идентификатора видно, какая по счету декларация у участника ВЭД (таможенного представителя) в этом году, то есть видно, какой у него объем. Мне кажется, это связанные между собой вещи - Ваше предложение и то, о чем я говорю. Потому что, действительно, приоритезировать конкретный запрос декларанта (таможенного представителя), который подает в год до тысячи деклараций - это вопрос законный и разумный, но для этого нужно, чтобы мы тоже видели полную картину. Я думаю, в нашей системе технически это не сложно сделать, но юридические основания для этих действий, мне кажется, пока отсутствуют. Игорь, таможенный представитель: Меня вот какой вопрос волнует. В сферу наших интересов входит активное содействие таможенной службе в автоматизации процессов, в частности, мы оформляем достаточно крупные потоки одежды, мы, возможно, самый большой из брокеров в стране. Нас очень сильно волнует ситуация, когда система управления рисками сделана закрытой и одинаковой для всех. В итоге за одни и те же правонарушения крупный бизнес и мелкий бизнес может свою категорийность понизить. А что такое понизить из-за небольшой доплаты и или из-за доплаты уровня Спортмастера. Из-за этого значительно увеличиваются непродуктивные досмотры, и тем самым замедляется грузооборот товаров в портах. Если маленькая компания не доплатила требование в 200 рублей, и большой Спортмастер не доплатил миллиарды, в принципе санкции одни и те же. Очень хотелось бы, чтобы какой-то был системный прием предложений от бизнеса, в том числе, с учетом и целесообразности контроля, с учетом его себестоимости для того же государственного бюджета, с учетом, наверное, национальных интересов. Р. В. Давыдов: Сегодня система категорирования действительно построена таким образом, что компании, которые получают категорию низкого уровня риска, находятся в комфортной зоне, и как только они покидают территорию низкого уровня риска, выходят из зоны комфорта, начинаются проблемы. Первое. Я надеюсь, что у нас по чисто техническим причинам затягивается вопрос перехода, как мы говорим, к категорированию или к оценке риска отдельно каждой партии, а не в целом участника ВЭД, с тем, чтобы все-таки система была более динамичная, более адаптивная. Например, вот ты попал в низкий уровень риска и какое-то время наслаждаешься этой ситуацией, но у тебя могут происходить какие-то отклонения как в одну, так и в другую сторону. Чтобы по каждой партии оценивался уровень риска и то, какой участник перемещает эту партию, конечно, обязательно должно учитываться. Но при этом, данный учет должен иметь не «да/нет» значение, а какой-то весовой коэффициент и придавало этой конкретной партии, оценке этой партии, чтобы не менялось так кардинально оценка этой компании. По поводу разного подхода в зависимости от объемов. Здесь есть свои «за» и «против». Мы будем дорабатывать систему категорирования, систему управления рисками, но вопрос, считаю, законный. По крупным компаниям я согласен с Вами; с автопроизводителем на днях был тоже аналогичный разговор. Мы много раз призывали вступать в ряды уполномоченных экономических операторов. Я понимаю, мы сами создали эту систему, когда при низком уровне риска меньше желания получать статус уполномоченного экономического оператора. Но, тем не менее, надо все равно стремиться к тому, чтобы становиться уполномоченными операторами. Пользуясь случаем, ещё раз всех призываю: вступайте в ряды уполномоченных экономических операторов. Будучи УЭО, вы по определению являетесь компанией низкого уровня риска.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |