АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Дальневосточному углю нарежут границы28.01.2022
Минэнерго работает над квотой пропуска через погранпереходы. Минэнерго работает над отдельной квотой на использование железнодорожной инфраструктуры для вывоза угля из ДФО по аналогии с действующей для Кузбасса. Пока она коснется только погранпереходов: сегодня Кузбасс может вывозить через них 5% от плановых поставок на восток, аналогичный порядок может быть принят для дальневосточных угольщиков. Якутия, активно наращивающая добычу, планирует к 2024 году обеспечить свыше 36 млн тонн в год дополнительных объемов, которые не имеют других альтернатив для вывоза помимо Восточного полигона. Минэнерго предлагает ввести для угольных компаний ДФО тот же принцип планирования и порядок вывоза угля на экспорт в восточном направлении, в том числе через погранпереходы, что уже действует для Кузбасса. Это следует из письма министра Николая Шульгинова в правительство от 15 апреля (есть у «Ъ»). Кузбасс с августа 2020 года поставляет в восточном направлении уголь по особым правилам, определенным Минтрансом и Минэнерго. У региона есть квота провозной способности железнодорожной инфраструктуры, которая делится между компаниями по специальной методике: половина квоты распределяется обычным порядком, а половина зависит от того, сколько компании поставляли в предыдущие месяцы в альтернативных направлениях - на северо-запад, юг, через Арктику и т.п. В квоте также учтены поставки через погранпереходы - не более 5% от всего планового объема, или до 2,6 млн тонн. С момента начала действия методики по ней было распределено порядка 35 млн тонн кузбасского угля. Другие регионы пока везут уголь общим порядком. Но Якутия уже просила о заключении такого же соглашения с ОАО РЖД, какое действует у Кузбасса (см. «Ъ» от 2 февраля). Угольщики Якутии закладывают наибольший прирост объемов в ДФО и жалуются на недостаток инфраструктуры для вывоза. На совещании 2 марта Владимир Путин поручил увеличить вывоз угля из Якутии на восток и обеспечить расширение инфраструктуры под эти нужды, при необходимости используя средства ФНБ (см. «Ъ» от 3 марта). Замгендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров говорил, что обозначенное угольщиками Якутии увеличение объемов относительно параметров, заложенных в проекте второго этапа расширения БАМа и Транссиба, должно составить 36 млн тонн к 2024 году. Все необходимые для этого средства - порядка 350 млрд руб., если без электрификации (с ней 700 млрд руб.),- ОАО РЖД будет просить предоставить из ФНБ. Об оценке в 700 млрд руб. ранее заявлялось в контексте поручения Юрия Трутнева (см. «Ъ» от 12 февраля). В первых версиях поправок к правилам недискриминационного доступа Минтранс предлагал дать приоритет углю ДФО над остальными угольными грузами. В «Колмаре» от комментариев отказались, в «А-Проперти» не ответили «Ъ». В Минэнерго «Ъ» сообщили, что квоту ДФО предполагается дать только в отношении погранпереходов. Согласно письму, новый порядок будет применяться «при безусловном обеспечении условий пропорциональности от объемов заявок и удаленности от пограничных переходов потенциальных грузоотправителей». Как будет реализован этот принцип, не разъясняется с учетом того, что в отличие от Кузбасса угольщики Якутии не имеют приемлемых экспортных альтернатив Дальнему Востоку в силу географического положения. В Минэнерго «Ъ» сказали, что вопрос прорабатывается. При этом в письме говорится, что ряд ведомств на 14 апреля ещё не представили позицию. В Минтрансе «Ъ» сказали, что позицию в Минэнерго направили, в Минэкономики от комментариев отказались, в ФТС сообщили, что готовы принять участие в работе Минэнерго по этому акту и направили в министерство соответствующую позицию. У грузоотправителей Якутии амбициозные планы по наращиванию добычи, но в отличие от Кузбасса у них более молодые проекты, развитие железнодорожной инфраструктуры отстает, а портовые мощности относительно недавно введены или только планируются, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В такой ситуации фокус на экспорт через погранпереходы, который в ближайшее время в любом случае нужно расширять с учетом развития контейнерных перевозок, вполне объясним и целесообразен, добавляет он. Коммерсантъ. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |