АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Дальневосточному углю нарежут границы

28.01.2022
Дальневосточному углю нарежут границы

Минэнерго работает над квотой пропуска через погранпереходы. Минэнерго работает над отдельной квотой на использование железнодорожной инфраструктуры для вывоза угля из ДФО по аналогии с действующей для Кузбасса. Пока она коснется только погранпереходов: сегодня Кузбасс может вывозить через них 5% от плановых поставок на восток, аналогичный порядок может быть принят для дальневосточных угольщиков. Якутия, активно наращивающая добычу, планирует к 2024 году обеспечить свыше 36 млн тонн в год дополнительных объемов, которые не имеют других альтернатив для вывоза помимо Восточного полигона. Минэнерго предлагает ввести для угольных компаний ДФО тот же принцип планирования и порядок вывоза угля на экспорт в восточном направлении, в том числе через погранпереходы, что уже действует для Кузбасса. Это следует из письма министра Николая Шульгинова в правительство от 15 апреля (есть у «Ъ»). Кузбасс с августа 2020 года поставляет в восточном направлении уголь по особым правилам, определенным Минтрансом и Минэнерго.

У региона есть квота провозной способности железнодорожной инфраструктуры, которая делится между компаниями по специальной методике: половина квоты распределяется обычным порядком, а половина зависит от того, сколько компании поставляли в предыдущие месяцы в альтернативных направлениях - на северо-запад, юг, через Арктику и т.п. В квоте также учтены поставки через погранпереходы - не более 5% от всего планового объема, или до 2,6 млн тонн. С момента начала действия методики по ней было распределено порядка 35 млн тонн кузбасского угля. Другие регионы пока везут уголь общим порядком. Но Якутия уже просила о заключении такого же соглашения с ОАО РЖД, какое действует у Кузбасса (см. «Ъ» от 2 февраля). Угольщики Якутии закладывают наибольший прирост объемов в ДФО и жалуются на недостаток инфраструктуры для вывоза. На совещании 2 марта Владимир Путин поручил увеличить вывоз угля из Якутии на восток и обеспечить расширение инфраструктуры под эти нужды, при необходимости используя средства ФНБ (см. «Ъ» от 3 марта). Замгендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров говорил, что обозначенное угольщиками Якутии увеличение объемов относительно параметров, заложенных в проекте второго этапа расширения БАМа и Транссиба, должно составить 36 млн тонн к 2024 году. Все необходимые для этого средства - порядка 350 млрд руб., если без электрификации (с ней 700 млрд руб.),- ОАО РЖД будет просить предоставить из ФНБ. Об оценке в 700 млрд руб. ранее заявлялось в контексте поручения Юрия Трутнева (см. «Ъ» от 12 февраля). В первых версиях поправок к правилам недискриминационного доступа Минтранс предлагал дать приоритет углю ДФО над остальными угольными грузами. В «Колмаре» от комментариев отказались, в «А-Проперти» не ответили «Ъ».

В Минэнерго «Ъ» сообщили, что квоту ДФО предполагается дать только в отношении погранпереходов. Согласно письму, новый порядок будет применяться «при безусловном обеспечении условий пропорциональности от объемов заявок и удаленности от пограничных переходов потенциальных грузоотправителей». Как будет реализован этот принцип, не разъясняется с учетом того, что в отличие от Кузбасса угольщики Якутии не имеют приемлемых экспортных альтернатив Дальнему Востоку в силу географического положения. В Минэнерго «Ъ» сказали, что вопрос прорабатывается. При этом в письме говорится, что ряд ведомств на 14 апреля ещё не представили позицию. В Минтрансе «Ъ» сказали, что позицию в Минэнерго направили, в Минэкономики от комментариев отказались, в ФТС сообщили, что готовы принять участие в работе Минэнерго по этому акту и направили в министерство соответствующую позицию. У грузоотправителей Якутии амбициозные планы по наращиванию добычи, но в отличие от Кузбасса у них более молодые проекты, развитие железнодорожной инфраструктуры отстает, а портовые мощности относительно недавно введены или только планируются, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В такой ситуации фокус на экспорт через погранпереходы, который в ближайшее время в любом случае нужно расширять с учетом развития контейнерных перевозок, вполне объясним и целесообразен, добавляет он.

Коммерсантъ.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.