АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Семь причин пройти обучение ВЭД

18.06.2021
Семь причин пройти обучение ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - сложная система взаимосвязанных направлений. И хотя сегодняшний мир богат на предложения помощи лицам, осуществляющим международную торговлю, важно иметь и определенный багаж собственных знаний в этой сфере. О том, в какое опасное положение может поставить их отсутствие, рассказывает владелец группы компаний «Международный таможенный оператор», члeн МРО «Деловая Россия» Анна Фомичева. Необученный участник ВЭД - находка для серых схем. Первое, на чем хотелось бы заострить особое внимание: клиент, ничего не понимающий в таможенном деле и логистике, - это просто находка для серого брокера, который, для того чтобы выиграть конкуренцию у других представителей рынка, предложит самый дешевый тариф, при этом умолчит, каким способом будут доставляться товары. Отметим, что после оплаты услуг такие компании, как правило, исчезают, а первые проблемы могут начаться уже в момент постановки товара на баланс организации. Знание основных принципов осуществления доставки груза из-за рубежа (с точки зрения законодательства) позволит предпринимателю предупредить риск и невольно не стать участником коррупционных схем и нелегальных товаропотоков.

Зачастую начинающие участники ВЭД выступают в качестве субъектов административных правонарушений или даже уголовных преступлений по причине незнания законодательства, регулирующего отношения в области таможенного дела. Так, в целях экономии некоторые пытаются спрятать товар в потайные отсеки или не заявлять часть перевозимого груза. Если первый случай - это умышленное деяние, направленное на уклонение от уплаты таможенных платежей, то второй зачастую происходит от невнимательности и недостатка специальных знаний. Например, если тара, в которой перевозится товар, пригодна для дальнейшего использования и является многооборотной, то она должна декларироваться отдельно от основного товара посредством её помещения под необходимые таможенные процедуры. В случае если декларант осуществил таможенное оформление только товара (при этом тара после была им продана или передана назад отправителю без заявления в ДТ), то в таком деянии усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», которое влечет за собой внушительные санкции, вплоть до конфискации груза, ставшего предметом нарушения.

Таких примеров можно привести очень много. Вообще процесс ведения внешнеэкономической деятельности сравним с минным полем, и как саперу жизненно важно уметь определять наличие бомбы, так и бизнесу не пройти по этому полю, не имея специальных знаний. Почему таможня доначисляет платежи. Наиболее популярными способами сэкономить на платежах являются занижение таможенной стоимости и классификация товара в соответствии с более низкими тарифными ставками. Можно подумать, что такие деяния совершаются намеренно и никак не связаны с необходимостью получения знаний, однако это вовсе не так. Наша точка зрения аргументируется тем, что существует определенный порядок заявления таможенной стоимости в декларации, а также определения кодов ТН ВЭД. Так, таможенная стоимость включает в себя не только цену самой сделки, но и расходы, которые понес покупатель на доставку груза до границы ЕАЭС, его перегрузку, перевалку, доработку и так далее. Если приобретенный товар является предметом интеллектуальной собственности и покупатель платит продавцу за использование торговой марки, в данном случае лицензионные платежи тоже должны быть включены в стоимость при декларировании. Заявленные сведения подвергаются тщательному контролю со стороны таможенных органов, вплоть до осуществления дополнительной проверки таможенной стоимости после выпуска. И если в ходе такой проверки выяснится, что декларантом намеренно были сокрыты сведения, подлежащие указанию, то последует ответственность согласно существующему законодательству. Однако совершить вышеуказанные действия можно не только намеренно, но и по незнанию.

Определение кода ТН ВЭД - это и вовсе настолько сложное занятие, что неподготовленному человеку проще ошибиться при подборе соответствующего кода, чем попасть в точку. Все дело в том, что существует определенный порядок, в соответствии с которым товар необходимо сначала идентифицировать, чтобы можно было однозначно говорить, что его коммерческое наименование соответствует его аналогу согласно товарной номенклатуре, и только после этого вступает в действие норма международного права в виде ОПИ и примечаний к группам и разделам. Так, подавляющее число правонарушений возникает ввиду неправильной идентификации товара с последующим отнесением его к той товарной позиции, которая не соответствует его реальным количественным, качественным и иным характеристикам. В нынешних реалиях таможенные органы вынуждены осуществлять контроль достоверности заявленного кода после выпуска, ввиду огромного потока оформляемых деклараций. В связи с чем участник ВЭД может столкнуться с необходимостью единоразово откорректировать большое число деклараций, в которых, по мнению таможенных органов, был неправильно заявлен код ТН ВЭД, с последующим доначислением неуплаченных платежей.

Нужно ли оглядываться на нетарифные меры регулирования. Разрешительная документация - ещё один камень преткновения при осуществлении импортной деятельности. Если не знать всех тонкостей применения мер нетарифного регулирования, есть риск заплатить очень много и не только потерять товар, но и самому быть заинтересованным в его реэкспорте или уничтожении. Так, при ввозе продукции высокого риска для благополучия и здоровья граждан требуется оформление сертификата государственной регистрации. На практике это настолько долгая процедура, что человек, имеющий определенный опыт в сфере внешнеэкономической деятельности, заранее ввезет образцы для получения сертификата и только потом отправит основную партию. Предприниматель, не знающий этих тонкостей, становится золотой жилой для недобросовестных подрядчиков, которые уверят в том, что без проблем ввезут и растаможат товар. Фактически продукцию действительно привезут, чаще всего через страны ближнего зарубежья, входящие в состав ЕАЭС, где таможенный контроль ещё не достиг должного уровня, однако по прибытии груза на территорию Российской Федерации он будет размещен на СВХ, где пролежит ровно столько, сколько будет делаться сертификат. Если бремя получения этого документа тоже лежит на «сером» брокере, не нужно объяснять, насколько сильно он заинтересован в том, чтобы делать его как можно дольше, при этом постоянно придумывая для участника ВЭД обоснованные причины столь долгой задержки. Тем временем с вас будет взиматься плата за хранение груза на складе временного хранения, владелец которого - ближайший партнер горе-подрядчика.

Нарушение интеллектуальной собственности. Каждый участник внешнеэкономической деятельности заинтересован в скорейшем выпуске поданной декларации на товары, но далеко не все знают необходимые условия для обеспечения желаемого результата. Таможенные органы осуществляют контроль соблюдения правил ввоза объектов интеллектуальной собственности, в отношении тех товаров, которые правообладатели включили в специальный таможенный реестр. Поэтому перед подачей декларации на товары нужно обязательно проверить товарный знак на наличие в данном реестре и запросить разрешение на ввоз. Если не следовать этому правилу, то таможенный орган приостановит выпуск до получения ответа от владельца товарного знака. Задержка может достигать 10 дней. Все это время груз будет на СВХ, что приведет к дополнительным расходам и увеличению себестоимости продукта. Оказание лишних услуг по таможенному оформлению. Товар по прибытии в пункт назначения, указанный в транспортном документе, должен быть помещен под таможенную процедуру либо на склад временного хранения в течение определенного времени (в зависимости от вида транспорта). Не зная условий помещения товара под соответствующие таможенные процедуры, можно стать объектом обмана недобросовестных подрядчиков. Так, по прибытии товар могут сразу разместить на СВХ, за что будут взимать соответствующую плату, хотя фактически его можно было поместить под таможенную процедуру сразу после завершения таможенного транзита.

Семь причин пройти обучение ВЭД

На практике уж очень предприимчивые ухитряются доказать необходимость помещения товара под процедуры, без которых можно было и вовсе обойтись. Например, таможенный склад. Также для отдельных категорий товаров существуют специальные места оформления. Недобросовестные экспедиторы могут воспользоваться незнанием клиента этих особенностей и привезти груз в зону деятельности таможни, не обладающей компетенцией в отношении таких товаров. После этого его необходимо перемещать на специализированный пост, что должно сопровождаться процедурой транзита (за это с участника ВЭД также возьмут деньги). Кому выгодно, чтобы товар долго хранился на складах. Даже если таможенное оформление прошло без существенных нареканий, неопытные предприниматели могут столкнуться с тем, что их товар не отдают на терминале после окончания таможенного оформления. Причин может быть придумано много, начиная с того, что в их программе не видно выпуска ДТ и необходимо делать корректировку графы 30. Отчасти это логически обосновано, однако некоторые представители терминалов осознанно дают декларанту неправильный адрес, чтобы потом вынудить его делать корректировку после выпуска, а это не всегда быстро, так как декларация проходит через функциональные подразделения таможенных органов и согласовывается отдельно каждым из них. Все это время груз находится на СВХ, за что владелец терминала, естественно, выставит счет.

Из нашей практики также можем привести случай, когда поставщик, ответственный за транспортировку, привозит груз на терминал, после чего его обязательства считаются исполненными. Участнику ВЭД необходимо растаможить груз, а затем забрать с терминала. При этом последний неохотно отдает товар, объясняя это тем, что сначала нужно оплатить счет за хранение или заключить контракт. Что по факту является неправомерным, так как ввиду различных организационных особенностей подписание контракта и оплата товара могут занять какое-то время, что, несомненно, выльется в дополнительные расходы за хранение. Поэтому каждый участник внешнеэкономической деятельности должен знать одну очень важную вещь: основанием для выдачи контейнера с терминала является выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Отказ терминала в выдаче без оплаты неправомерен. Контроль после выпуска товара. Еще один очень важный аргумент в пользу образованного участника внешнеэкономической деятельности: он всегда помнит про контроль после выпуска. Дело в том, что даже если ввиду незнания определенных специфик процесса таможенной очистки предприниматель нарушил законодательство и не был пойман с поличным, то есть большая вероятность, что он будет отвечать за совершенные правонарушения после, так как в течение последующих трех лет в отношении участника ВЭД может быть организована камеральная или выездная проверка. Стоит также учитывать, что из результатов таких мероприятий формируются показатели эффективности деятельности таможенных органов, а значит, решается судьба переходов на новые должности, выдачи премий, сохранения рабочих мест, поэтому должностные лица очень заинтересованы в том, чтобы выявить как можно больше правонарушений.

Таким образом, наличие специальных знаний - обязательное условие для начала ведения внешнеэкономической деятельности. Конечно, невозможно объять необъятное и сразу без опыта самостоятельно заполнить ДТ, присвоить классификационный код, для этого есть специально обученные люди, услугами которых можно воспользоваться как в рамках аутсорсинга, так и приняв в штат, однако общее понимание процессов необходимо, потому как главный объект всех возможных санкций и преступлений - это владелец товара. И именно участник ВЭД будет отвечать за все возможные риски, в связи с чем он в первую очередь должен быть заинтересован в их минимизации, и этот неоспоримый факт должен подталкивать предпринимателей к изучению основ мира ВЭД.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.