АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Подключение Ирана к ЕАЭС и ШОС поможет противостоять американским санкциям18.05.2021
Информация, которую некоторые СМИ распространили в середине февраля о грядущем чуть ли не в ближайшие две недели присоединении Ирана к Евразийскому союзу, явно скоропалительна. Слишком это серьезный процесс, чтобы его можно было осуществить в считаные дни и даже недели. Но то, что ИРИ стремится сблизиться с ЕАЭС, несомненно. В первую очередь его интересы распространяются ввиду географического фактора на Каспийский бассейн и Армению - южный фланг ЕАЭС. Каспийский фактор обозначается в дальнейшем развитии транскаспийских паромных сообщений РФ и Казахстана с Ираном, а также ускорит полноценную реализацию евроазиатского транзитного проекта «Север-Юг». Что тем более возможно, так как иранские каспийские порты стыкуются с этим коридором и в целом - с железнодорожной сетью Ирана. Последняя, в свою очередь, соединяется с железными дорогами Азербайджана, Туркменистана, Ирака, Турции и Пакистана. Отметим, в этой связи, что транскаспийские внешнеторговые перевозки Ирана с РФ и Казахстаном увеличиваются с начала 2010-х год от года. Относительно взаимодействия Армении с Ираном в рамках ЕАЭС в этом сегменте тоже немало взаимосвязанных аспектов. Они изложены, например, в исследовании (2018 г.) «Отмена санкций Запада и новые реалии региональной интеграции: Армения-Иран-ЕАЭС» (автор - Татул Манесян, директор Ереванского аналитического центра «Альтернатива», доктор экономических наук). Отмечено, что совместное участие обеих стран в Союзе позволит ускорить реализацию проектов приграничного «ГЭС-комплекса на реке Аракс, железной дороги Армения-Иран (Мегри-Меренд, около 250 км. - Ред.), нефтепродуктопровода, нефтеперерабатывающего завода (на иранском сырье, предположительно в Мегринском районе. - Ред.), третьей линии электропередачи между обеими странами». Кроме того, в связи с растущими спросом в сопредельном иранском регионе (где преобладают сильно засушливые и солончаковые почвы) на экологически чистую сельхозпродукцию, её можно производить в рамках совместного проекта в южном регионе Армении, примыкающем к взаимной границе. Используя здесь «огромные территории сельскохозяйственных земель, половина которых пустует или не обрабатывается» (с конца 90-х ввиду «соседства» с нагорно-карабахским конфликтом. - Ред.). А в целом географический фактор способствует тому, что южный фланг ЕАЭС в лице Армении может стать для Ирана, по тому же исследованию, «промышленной платформой, где будет возможно создавать совместную продукцию, поставляя её в другие страны ЕАЭС». Речь идет о производстве, прежде всего, нефтегазохимической продукции, текстильных (особенно хлопковых) изделий, продуктов переработки сельхзосырья. «Текстильный» же аспект важен и потому, что, по некоторым оценкам, иранские хлопок и тонкорунная шерсть могут обеспечить, соответственно, свыше трети и минимум треть совокупного спроса легпрома РФ, Белоруссии и Армении в данных видах сырья. Между прочим, приобретаемых этими странами с 1991 г. за инвалюту. Эксперт считает также возможным продление действующего ирано-армянского газопровода в Грузию и далее в Россию. В том числе для экспорта через РФ иранского газа в другие страны экс-СССР и европейское зарубежье. Так или иначе, схожий проект реализовывался, напомним, во второй половине 70-х - начале 80-х (иранский газ потреблялся в основном в СССР; взамен в Европу в пропорциональном объеме поставлялся советский газ). Что касается блокового партнерства с другими странами ЕАЭС, между Ираном и Казахстаном уже подписано 70 соглашений о торговом и инвестиционном сотрудничестве на сумму свыше 2 млрд долл. Не меньше половины этой суммы уже осваивается в рамках совместных производственных и инфраструктурных проектов. Относительно сотрудничества с Белоруссией в рамках ЕАЭС, по многим экспертным оценкам (включая упомянутое исследование Т. Манесяна), белорусская сторона наверняка увеличит поставки в Иран калийных удобрений, карьерной и сельхозтехники, автотягачей, автобусов, продуктов лесопереработки. С параллельным созданием совместных предприятий в этих отраслях (в том числе и трехсторонних - с российским участием). Это обусловлено ростом спроса в Иране на данные виды промышленной продукции. Между тем стремление иранской стороны ускорить своё вступление в ЕАЭС резонно рассматривать в общеазиатском контексте. Точнее, в связи с планами поэтапного формирования в рамках ШОС, где ИРИ имеет статус наблюдателя, обширной зоны свободной торговли. А в ШОС, напомним, входят почти все страны ЕАЭС (кроме Армении; у Белоруссии - тоже статус наблюдателя), а также Китай с Индией и Пакистаном. Так как торговые инвестиционные связи Ирана с КНР всё активнее развиваются с начала 2010-х, напрашивается вывод, что планируемое Тегераном члeнство в ЕАЭС - это составная часть иранской стратегии по включению страны в более широкое экономическое объединение. Подтверждение этой версии просматривается в комментарии официального информагентства Ирана «ИРНА» от 9 сентября 2020 г.: «Ожидается, что официальные лица Пекина и Москвы будут играть более активную роль в подготовке постоянного члeнства Ирана в ШОС», поскольку Китай и Россия имеют «обширные политические и экономические отношения с Ираном, условия для постоянного члeнства Ирана в ШОС лучше, чем когда-либо». Тем самым Тегеран косвенно объявляет свою заинтересованность в трехстороннем политико-экономическом взаимодействии - с РФ, ЕАЭС и КНР. Но не только. Выявляется более широкий контекст члeнства Ирана в ШОС: это и укрепит иранскую экономику, и усилит её взаимодействие с экономиками всех стран-участниц организации. Характерно также, что геополитическая причина интереса Тегерана к участию в ШОС указана с акцентом на КНР: «Пекин, как сильный члeн Шанхайской организации, несомненно, будет поддерживать постоянное члeнство Ирана в Организации». Это особенно важно, учитывая, что Иран находится по самыми жестокими санкциями США. То есть вступление Ирана в ЕАЭС, похоже, составная часть стратегии Тегерана по участию в межрегиональных интеграционных процессах. Но интересы ЕАЭС и Ирана совпадают и в столь масштабном измерении. Ибо постепенное формирование - в рамках ШОС - более широкого евроазиатского экономического пространства происходит с активным участием России и в целом Евразийского союза. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |