АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Реализацию проектов и инициатив в рамках цифровой повестки ЕАЭС обсудили на форуме «Digital Almaty 2021»16.04.2021
В Стратегию Евразийского экономического союза до 2025 года включен ряд цифровых инициатив и проектов. В настоящее время идет процесс их формирования и реализации. О ходе выполнения приоритетных работ шла речь на панельной сессии «Реализация проектов и инициатив в рамках цифровой повестки ЕАЭС» в рамках Цифрового форума «Digital Almaty 2021». Модератором дискуссии выступил помощник Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии, представитель офиса управления инициативами Мирлан Омуралиев. Путь к экосистеме цифровых транспортных коридоров. Представители уполномоченных органов стран Союза обсудили дальнейшее формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС на круглом столе «Механизмы реализации сервисов и цифровой инфраструктуры экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС». Как отметил Мирлан Омуралиев, на данный момент утвержден перечень сервисов и цифровой инфраструктуры, реализуемых в целях формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров. Следующим шагом является определение механизмов их реализации. Экосистема цифровых транспортных коридоров - это открытая цифровая среда обмена логистической информацией, включающая цифровые платформы и информационные системы, владельцами и операторами которых могут являться как бизнес, так и органы государственной власти. Экосистема интегрирует информацию о транспортных средствах, экипажах, грузах, разрешительных и сопроводительных документах на всех этапах перевозки и технологических операций. Как считает начальник отдела ЕАЭС Департамента внешних связей Министерства территориального управления и инфраструктур Республики Армения Виолетта Агаджанян, одними из основополагающих принципов, которые необходимо заложить в механизмы реализации сервисов и цифровой инфраструктуры экосистемы ЦТК, должны стать универсальность и доступность. «Принцип универсальности заключается в том, что заложенные в проекте технологии в последующем могут быть использованы для всех видов транспорта, осуществляющих международные перевозки по коридорам Союза или проходящим через ЕАЭС. При этом цифровые сервисы проекта должны быть доступны для всех участников международных перевозок, осуществляемых через международные маршруты в ЕАЭС, - отметила Виолетта Агаджанян. - В качестве ещё одного принципа следует указать интегрируемость сервисов как между странами ЕАЭС, так и с третьими странами, поскольку Армения не имеет прямой сухопутной границы с какой-либо из стран-участниц Союза». По мнению директора НИРУП «Институт прикладных программных систем» Министерства связи и информатизации Республики Беларусь Игоря Михайловского, к основным принципам можно отнести принцип создания необходимой цифровой инфраструктуры, принцип интероперабельности однотипных сервисов, а также принцип использования международных стандартов для кроссграничного информационного обмена структурированными данными и электронными документами, сопровождающими мультимодальные транспортные перевозки. Кроме того, речь должна идти о принципе поэтапного пилотирования основных элементов инфраструктуры и базовых сервисов экосистемы ЦТК для тестирования закладываемых технологических концепций и решений перед их полномасштабным внедрением на рынке транспортно-логистических услуг. Все цифровые проекты в сфере транспорта и логистики, реализуемые в Казахстане, формируют единую экосистему транспортно-коммуникационного комплекса, которая в дальнейшем будет интегрирована с экосистемой цифровых транспортных коридоров Союза, что обеспечит высокую пропускную способность и транзитную привлекательность международных транспортных коридоров ЕАЭС. «Реализация сервисов и цифровой инфраструктуры экосистемы ЦТК Союза должна основываться на принципах сохранения цифрового суверенитета государств-члeнов, высокой интероперабельности, но в то же время не противоречить национальному законодательству, в том числе в сфере защиты охраняемых законами данных, - считает заместитель председателя Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Данияр Коспабаев. Также он добавил, что в целях ускоренного прохождения внутренней границы Союза и обеспечения прозрачности контрольных мероприятий цифровые сервисы предлагается внедрять и во внутреннем контуре ЕАЭС. В свою очередь Кыргызская Республика предлагает использовать концептуальные основы существующих механизмов реализации проектов в рамках цифровой повестки Евразийского экономического союза. «При выборе механизмов важно определить внутригосударственную логику реализации проекта. Целесообразно учитывать, что архитектура экосистемы цифровых транспортных коридоров должна совместно выстраиваться органами государственной власти стран Союза, отвечающими за вопросы развития транспорта и цифровой экономики, ассоциациями логистики, поставщиками IT-услуг и поставщиками логистических услуг, учитывая необходимость синхронизации деятельности, а также организации взаимосвязи уже существующих решений национальных систем. При этом проект должен исходить из принципа национального суверенитета данных», - подчеркнул начальник управления автомобильного и железнодорожного транспорта Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики Адылбек Акматов. Также при выборе механизмов важно ответить на следующие вопросы: кто отвечает за реализацию государственных сервисов, кем будут создаваться государственные или государственно-частные платформы, какая часть проекта будет профинансирована Союзом, а какая часть - за счет бюджета стран. «Цифровые технологии сегодня позволяют создавать максимально отзывчивый ландшафт для постепенного перехода к оцифровке транспортных услуг и постоянного наращивания функциональности национальных сервисов», - сказала консультант отдела цифровой транспортной логистики и интеллектуальных транспортных систем Департамента цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации Мария Мигур. Как она отметила, в России в рамках национальной программы «Цифровая экономика» уже начались реальные работы по созданию комплексного сервиса - «суперсервиса» по переводу в цифровой вид документооборота при перевозках пассажиров и грузов. На сегодняшний день разработан прототип платформы безбумажного документооборота, проект порядка взаимодействия участников перевозки и форматы обмена данными по ряду документов (транспортная накладная, путевой лист, специальные разрешения на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов). «В прошлом году мы начали совместно с уполномоченными органами стран обсуждение проекта по созданию информационно-коммуникационной «витрины» национальных сервисов. На наш взгляд, создание такого рода инструмента станет весомым подспорьем в разработке уникальных механизмов цифрового общения между участниками перевозок и органами контроля на территории ЕАЭС», - сказала представитель Минтранса России. Оцифровка технического регулирования. В рамках панельной сессии также был представлен проект «Цифровое техническое регулирование в рамках ЕАЭС». Проект направлен на цифровую трансформацию системы технического регулирования Союза, в том числе реинжиниринг и цифровизацию процессов, для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников рынка: изготовителей, экспортеров, импортеров, поставщиков, потребителей, органов, осуществляющих оценку соответствия, органов государственной власти государств-члeнов Евразийского экономического союза. «Проект инициирован очень своевременно, когда система технического регулирования особенно нуждается в применении цифровых технологий и цифровизации основных процессов. В рамках проекта будет обеспечена возможность отображения необходимых пользователям данных и информации применительно к точно идентифицированных объектам технического регулирования, а также предоставление необходимых данных и доступа к цифровым сервисам для обеспечения цифровизации процессов проектирования, производства и вывода продукции на рынок» - подчеркнул директор Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Тимур Нурашев. Также реализация проекта имеет перспективное значение для устранения имеющихся препятствий на внутреннем рынке Союза - скорейшее установление единых требований является одной из действенных мер по устранению целого ряда барьеров в торговле. В результате его реализации всем участникам рынка будут предоставлены необходимые данные и доступ к цифровым сервисам для обеспечения цифровизации процессов проектирования, производства и вывода продукции на рынок. Как отметил Мирлан Омуралиев, проект прорабатывался офисом управления инициативами совместно с блоками информатизации и технического регулирования, а также при активном участии заинтересованных органов и организаций государств-члeнов. Инициатором проекта выступил Исследовательский центр «Международная торговля и интеграция». Система поиска работы и подбора персонала. Презентацию о ходе реализации проекта «Унифицированная система поиска «Работа без границ»» представили помощник Председателя Коллегии ЕЭК, офис управления цифровыми инициативами Айнур Жетписова и руководитель управления бизнес-анализа департамента стратегических разработок ООО «БФТ» Илья Моисеев. Основная цель проекта - это создание поисковой системы для получения доступа к информации о свободных рабочих местах и соискателях вакансий, которая содержится в информационных системах в сфере трудоустройства и занятости государств-члeнов Евразийского экономического союза. В результате реализации проекта пользователям системы (соискателям вакансий и работодателям Союза) будет предоставлена возможность выбора одного или нескольких государств-члeнов, на территориях которых требуется осуществить поиск работы или подбор персонала, сформировать универсальный поисковый запрос к национальным информационным системам, получить доступ к информации по вакансиям и резюме, а также возможность интерактивного взаимодействия. Проект реализован в рамках цифровой повестки ЕАЭС в части формирования цифровой экосистемы для обеспечения трудоустройства и занятости граждан государств-члeнов ЕАЭС. В результате внедрения системы расширяется взаимодействие рынков труда Союза. Так, для граждан Союза появятся новые возможности для трудоустройства как на территории своей страны, так и стран «пятерки»; для работодателей - это расширение перечня площадок для поиска персонала; для государств-члeнов - внедрение современных и эффективных цифровых инструментов для развития рынка труда ЕАЭС. В проекте «Работа без границ» участвуют уже действующие системы из пяти стран-участниц ЕАЭС в следующем составе: от Республика Армения - информационная система по поиску работы и подбора персонала «Горц», со стороны Республики Беларусь - информационный портал государственной службы занятости, от Республики Казахстан - информационный портал «Работа» - Электронная биржа труда Министерства труда и социальной защиты населения, от Кыргызской Республики - информационный портал «Занятость» Информационной системы рынка труда Министерства труда и социального развития, от Российской Федерации - информационная аналитическая система, общероссийская база вакансий «Работа в России». Информационные системы государств-участников проекта взаимодействуют между собой посредством унифицированного поискового интерфейса. Одна из особенностей проекта «Работа без границ» заключается в том, что в нем используется распределенная архитектура, без объединения баз, что достигается за счет применения технологии, которая обеспечивает необходимый доступ к информации по вакансиям и резюме, и самое главное - позволяет соблюдать закон о защите персональных данных, поскольку не происходит трансграничной передачи и хранения информации. В целом, проект состоял из четырех этапов: 1-ый этап «мобилизация», 2-ой этап - «синхронизация», 3-ий - «разработка и запуск», 4-ый - «мониторинг и развитие». Все работы и мероприятия по проекту завершены в декабре 2020 г. Несмотря на сложную ситуацию с пандемией, проект удалось реализовать в установленный срок. В частности, с момента его старта выполнены все организационные мероприятия, создано типовое программное обеспечение, проведены интеграционные работы во всех пяти странах Союза, проведены все виды тестирования, осуществлена опытная эксплуатация системы с участием всех национальных компонентов. Программное обеспечение полностью работоспособно и готово к вводу в промышленную эксплуатацию. «Сейчас завершается юридическое оформление передачи типового программного обеспечения и методов API «Работы без границ» странам, в ближайшее время будет осуществлен запуск системы «Работа без границ» в промышленную эксплуатацию во всех странах Союза», - сказала Айнур Жетписова. Отметим, что проект «Унифицированная система поиска «Работа без границ»» является первым проектом, реализованным офисом управления цифровыми инициативами Евразийской экономической комиссии в рамках цифровой повестки ЕАЭС.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |