АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Система «Уполномоченного экспортера» как альтернатива сертификатам о происхождении товаров13.03.2021
Артур Владимирович Завьялов, начальник отдела правил происхождения, условий таможенного сотрудничества и преференциальной торговли Департамента торговой политики, ЕЭК. Стенограмма выступления с заседания Круглого стола, проведенного в декабре 2020 года Международным агентством предпринимательства (МАП) в рамках Международного Конгресса предпринимателей ЕАЭС «Союз без границ: ЕАЭС как основа для развития международного сотрудничества». «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ключевая сфера моей деятельности, как это следует из названия должности и отдела, который я возглавляю в ЕЭК - это формирование правил определения происхождения товаров, их согласование как с государствами - члeнами ЕАЭС, так и на площадках различных торговых переговоров, которые мы сейчас ведем с третьими странами. Сегодня я выступаю с презентацией Концепции, которая уже не одно десятилетие применяется нашими западными соседями и в перспективе, когда мы её реализуем (я очень надеюсь, что мы её реализуем), позволит нам отказаться от применения оригиналов бумажных сертификатов происхождения. С 2012 года Российская Федерация, а в последствии и ЕАЭС, последовательно либерализуют таможенно-тарифную политику и активно участвуют в формировании зон свободной торговли. Одна огромная зона свободной торговли, мы все её прекрасно знаем, это Содружество Независимых Государств. Кроме этого, Союзом было заключено соглашение с Вьетнамом, которое функционирует уже 4 года. Совсем недавно было заключено временное соглашение, ведущее к образованию полноформатного соглашения о свободной торговле с Ираном. Оно действует в течение одного года и уже дает определенные результаты. Были подписаны и находятся сейчас на ратификации соглашения с Сингапуром и с Сербией. Мы находимся в активной стадии проведения переговоров с Индией, Израилем и Египтом. Эти соглашения позволяют компаниям стран, которые подписывают подобные документы, быть освобожденными от уплаты ввозной таможенной пошлины, или уплачивать пониженные ввозные таможенные пошлины на те товары, о которых мы договариваемся в рамках соглашений. Несмотря на общий вектор либерализации и направленности на упрощение торговли в рамках таких соглашений, все они, к моему большому сожалению, содержат один архаичный элемент. Чтобы получить тарифную преференцию, необходимо предоставить таможенному органу при импорте, оригинал сертификата о происхождении определенной формы на бумажном носителе. В итоге мы имеем когнитивный диссонанс. С одной стороны все наши руководители активно докладывают о стопроцентном переходе на электронное таможенное декларирование: подавать декларацию теперь можно дистанционно, все документы представляются в таможню в электронном виде. С другой стороны, если ты хочешь получить тарифную преференцию в рамках определенного соглашения, тебе нужно как-то обеспечить представление сертификата о происхождении, который выдается в стране экспорта, в таможенный орган на бумажном носителе. Как нам видится, такая ситуация обусловлена излишним консерватизмом, в первую очередь, со стороны государственных органов. Мы постоянно немножко опасаемся чего-то нового, мы постоянно боимся чего-то поменять уже привычное, освоенное нами на практике. Есть определенная ментальная боязнь отказаться от документа с синей печатью, потому что есть бумажка, есть синяя печать, есть льгота, есть решение таможенного органа. Без этого нам пока как-то непривычно. Но не задавались ли мы все с вами вопросом, насколько эта система использования сертификатов происхождения полезна и оправдана для всех участников ВЭД? Вот как нынешняя система сертификации сейчас работает в Российской Федерации и практически во всех остальных странах ЕАЭС: на каждую поставку производитель или экспортер представляет внушительный пакет документов по своему товару в экспертную организацию. Эта экспертная организация проводит экспертизу и выдает акт экспертизы. Услуга платная. Затем, на основании акта экспертизы Торгово-промышленной палатой (как правило, именно эти организации в наших государствах выдают сертификаты о происхождении для преференциальных целей) выдается сам сертификат о происхождении определенной формы. Услуга также платная. Затем этот сертификат необходимо передать контрагенту в другую страну. Как правило, мы используем для этого экспресс-перевозчиков, а это тоже стоит денег. И далее импортеру нужно отнести этот документ непосредственно в место таможенного декларирования. Согласитесь, наверное, эта процедура достаточно затратна, занимает много времени и денег. Конечно, если компания экспортирует товары один-два раза в год, возможно, это оправдано. Один раз ты передал некую ответственность уполномоченному органу, оплатил услуги по сертификации, получил бумагу, и далее на основании нее ты получаешь тарифную преференцию. Мы недавно проводили опрос об обременительности подобной процедуры для бизнеса и получили ряд очень интересных комментариев. Написала нам одна организация, которая занимается производством удобрений. Компания добывает удобрения и отправляет их на экспорт. По сути, недорогой товар, добытый ковшом из земли. Ни у кого не должно быть никаких вопросов в происхождении этого товара. Как-то подменять этот товар товаром третьей страны для целей того, чтобы обойти требования по происхождению и получить преференцию в третьей стране - экономически нецелесообразно. Так вот, чтобы получить сертификат происхождения на каждую партию отправляемого товара, компания в среднем затрачивает 3 дня и 300 - 400 долларов США на каждую поставку (стоимость экспертизы, стоимость получения сертификата, стоимость передачи этих документов и т.д.). Возникает вопрос: неужели компания сама не может определить происхождение!? На 4 слайде вы можете видеть так называемое эволюционное дерево развития документального подтверждения происхождения: какие есть механизмы, и что может применяться в рамках соглашения о свободной торговле. Мы находимся пока в начале этого пути. У нас подтверждение происхождения осуществляется в виде представления сертификата на бумажном носителе. Технология, которая родилась в 1970-х годах и во многих странах уже была пересмотрена. Ряд передовых в области преференциальной торговли стран, в первую очередь ЕС, страны американского континента, страны Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) уже или давно пересмотрели, или начинают пересматривать свои подходы в этой сфере. Они потихоньку движутся к самостоятельному определению происхождения товаров. Да, в первую очередь, это вопрос ответственности. Одно дело, когда мы передаем ответственность за определение происхождения экспертной организации, но другие страны пошли по иному пути, который заключается в том, что никто, кроме производителя или экспортера не может лучше знать о том, как его товар произведен и откуда он, собственно, взят. И здесь ответственность возлагается на производителя и экспортера. ЕС уже пошел дальше и ввел систему самостоятельного подтверждения происхождения товаров даже для товаров, которые импортируются к ним из развивающихся, наименее развитых стран. Они имплементировали успешно систему REX (зарегистрированного экспортера) и к ней уже присоединились некоторые страны ЕАЭС. Беларусь уже имплементирует её на практике, Кыргызстан находится на финальной стадии имплементации данной системы. Что же это за система уполномоченного экспортера? Система зарегистрированного экспортера очень сильно на нее похожа. Если говорить об уходе от сертификата происхождения в принципе, то наиболее интересной нам видится система, которая применяется ЕС, Европейской ассоциацией свободной торговли, которая называется - система уполномоченного экспортера. Строится эта система на углубленном административном сотрудничестве между таможенными органами в ходе применения конкретного соглашения о свободной торговле. Таможенные органы сторон наделяют особым статусом своих благонадежных (!) экспортеров и позволяют при импорте товаров в другую страну, получать тарифные преференции с предоставлением, так называемой, декларации о происхождении. Компания никуда не обращается, компания просто в письменном виде, указывая свой уникальный идентификационный номер, на инвойсе пишет, что товар происходит из такой-то страны. Делается это по определенному шаблону, но эту декларацию не надо даже подписывать, то есть достаточно проставления уникального идентификационного номера, который выдает таможенная служба. При возникновении обоснованных сомнений в происхождении товаров, таможенный орган страны уже импорта всегда вправе обратиться в таможенный орган страны экспорта с просьбой проверить достоверность данных, указанных в декларации о происхождении. И, если данные каким-то образом были искажены или сфальсифицированы, или основаны на каких-то ложных сведениях, то в таком случае, производителя, который подал такую декларацию, ждет неминуемое наказание, обычно это штрафные санкции. В 100 процентах случаях, это, как правило, также оказывается исключение из реестра уполномоченных экспортеров. Тем самым возникает ситуация, что уполномоченные экспортеры, как правило, имеют конкурентное преимущество перед простыми экспортерами. Им не надо получать документ. Они освобождены от большой волокиты, которая связана с предоставлением бумаг в таможенный орган. Уполномоченные экспортеры дорожат своим статусом и, тем самым, стремятся выполнять все необходимые требования. Таким образом, они повышают доверие к системе в целом и понижают риски перед таможенными органами, которые (как мы постоянно слышим) заключаются в том, что данные могут быть искажены, что вокруг нас существует определенное количество жуликов, которые пытаются урвать ту или иную преференцию из федерального бюджета и т.д. В итоге, такая система удобна для всех. Достигается так называемый «win-win» эффект: Первый - это создание отдельного института. Эта система будет жить на основании административного регламента, который будет существовать во всех государствах, таможенная служба будет этот регламент вести, исполнять. Будет формироваться реестр благонадежных экспортеров, то есть будут осуществлены все ступени, о которых я уже рассказал: будут предоставляться декларации о происхождении, будет осуществлен контроль, некие институты верификации будут внедрены и т.д. У данного варианта создания отдельного института есть много как сторонников, так и противников. Противники в первую очередь говорят о том, что для этого нужно очень много сделать, нужно много работать, нужно писать много документов, проводить их через Минюст, менять кучу постановлений и нормативной базы, создавать реестр, увеличивать штат сотрудников - это сложно. Но есть и второй путь, который мы сейчас также активно предлагаем нашим коллегам. Это разработать данную систему в уже созданном в ЕАЭС институте уполномоченного экономического оператора (УЭО). Мы можем создать упрощение, которое будет доступно как уже действующим УЭО, так и новым, через отдельное упрощение, и тем самым нам не надо будет делать всего того, чего так боятся наши коллеги. Нормативная база у нас под это дело уже подведена (у нас уже есть Таможенный кодекс ЕАЭС). Орган, который ведет систему УЭО (который включает компании, исключает их, следит за добросовестностью исполнения всех условий), уже есть - это ФТС России. Выходит, что практически ничего сложного в имплементации этой системы нет. Мы сейчас активно работаем на площадке коллег из таможенного блока. У нас уже состоялось одно экспертное заседание, на которое были приглашены предприниматели, представители бизнес-сообществ. Они активно поддерживали развитие такого механизма, как в качестве отдельного института, так и в качестве элемента системы УЭО. Мы вас всех приглашаем к обсуждению данного вопроса. Мне бы очень хотелось заложить почву для диалога и посеять у вас интерес к данной теме. В случае, если вы будете вовлекаться в нормотворческую деятельность на площадке ЕАЭС, я прошу вас активно высказываться по этому направлению. Я надеюсь, что освещение такой возможности на сегодняшнем круглом столе было полезно и интересно. Спасибо за внимание». Ответы на вопросы. Почему мы не можем взять уже существующую систему, ну скажем в Европе? Она доработана. Зачем мы свою разрабатываем? Это же долго, затратно, как Вы говорили. А. В. Завьялов: Большое спасибо за вопрос. Тут все на самом деле просто. Мы ничего на самом деле в этом плане не изобретаем собственного. Это как раз тот случай, когда можно полностью перенять систему, которая уже апробирована на практике и работает, но для её имплементации в наше правовое поле тоже требуется время, тоже требуются затраты и в эту работу вовлечено очень много различных интересов. Сами понимаете, во-первых, таможенной службе надо ментально дойти до того, что они «забывают» в некоторых случаях про сертификаты происхождения и лишаются определенного инструмента для углубленного контроля. ТПП придется смириться с некой недоимкой в будущем. Ведь сейчас каждый сертификат стоит денег. Мы не говорим, что расторгаем все обязательства по старым соглашениям и что по старым соглашениям все перейдут на декларации о происхождении, на самостоятельную сертификацию. Мы просто предлагаем подумать о том, что в будущем, в новых соглашениях может случиться так, что не в ста процентах случаях потребуется сертификат происхождения. И это тоже требует дополнительных разъяснений. Единственное, кто при любом раскладе выигрывает, это бизнес, которому предоставляются дополнительные опции по сокращению своего обременения на подтверждение происхождения товаров в рамках свободной торговли. Вот Вы говорили о декларации о происхождении. Сейчас декларация о происхождении - это по сути любой документ. Что будет декларацией? Это некий аналог, как в техническом регулировании? То есть: я самостоятельно издаю этот документ вместо сертификата? Или декларацией может быть любой документ, где я укажу тот же инвойс? А. В. Завьялов: Спасибо за вопрос. В нем уже даже есть элемент ответа. У нас, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, декларацией является любой коммерческий или товаросопроводительный документ, содержащий информацию о происхождении товаров. В системе уполномоченного экспортера под декларацией о происхождении подразумевается запись определенного конкретного содержания, которую можно ставить на инвойсе. Это было бы более удобно, потому что инвойс в ста процентах случаях есть. В инвойсе прописывается: я, такая-то компания, регистрационный номер уполномоченного экспортера такой-то, свидетельствую, что мой товар происходит их такой-то страны. И все. Ее даже не надо подписывать. Это более вольготная форма декларирования на уже имеющихся товаросопроводительных или коммерческих документах. На одном из первых слайдов была стрелочкой показана эволюция системы подтверждения происхождения. Предыдущая ступень, если я правильно помню, электронная сертификация. Говоря о системе уполномоченного экспортера, мы понимаем, что это создание привилегированной касты доверенных участников ВЭД, которые имеют право самостоятельно какие-то сведения подтверждать. Таможенный орган же (будь то наш, будь то зарубежный) этому подтверждению доверяет. Но все остальные как будут жить? Проводится какая-то работа по уходу от бумаг с синими печатями для всей остальной массы участников ВЭД? А. В. Завьялов: Замечательный вопрос. На самом деле да, работа такая проводится и большой заслугой, я считаю, всех тех, кто вовлечен в систему формирования преференциальных торговых отношений, является общее понимание того, что надо уходить от бумажки с синей печатью. Но при всем при этом до конца отказаться от использования сертификатов, по всей видимости, пока ещё время не пришло. Для этих целей мы сейчас работаем над созданием так называемой электронной системы сертификации. То есть, по сути, это будут те же сертификаты о происхождении, но их не надо будет в бумажном оригинале предоставлять в таможенный орган. Есть два пути развития этого направления путь более простой, путь более сложный. Путь более простой это когда уполномоченный орган (к примеру, ТПП) выдает сертификат происхождения экспортеру и информацию о нем вносит в электронную базу данных, которая доступна для таможенных органов. Таможенник, когда получает сертификат о происхождении (здесь мы уже говорим не об оригинале, а можно прикладывать pdf или можно предоставлять копию), входит в систему этого уполномоченного органа и вносит информацию о сертификате. Он видит визуализированное изображение. То есть, как минимум, он понимает, что такой сертификат действительно существует в природе и он может сравнить данные из копии с данными, которые у нас есть в электронной системе и принять на основании этого решение. Система дешевая и на самом деле эффективная. Но система всё же немного неудобная. Не знаю, в курсе вы или нет, что у сотрудников таможни тяжело с интернетом на постах. На некоторых же постах во время работы нельзя использовать мобильные телефоны, а потому они не могут перейти по QR-коду, который будет содержаться в копии сертификата, и посмотреть на этот сертификат у себя со смартфона. Им приходится переходить к отдельной рабочей станции и именно на ней входить в систему. Для этих целей необходимо внедрить следующий, второй этап. Проверка сертификата таможенником в ручную - это был этап 1. Этап 2, который мы сейчас имплементируем с Вьетнамом и с которым мы уже вышли на достаточно завершающую стадию реализации, это так называемая, электронная сертификация посредством передачи данных, то есть уполномоченный орган, когда будет выдавать сертификат, будет нажимать на кнопку, и эта информация будет пакетироваться в электронный конверт и улетать непосредственно в таможенный орган. И таможенный орган, который будет получать электронную декларацию, у него будут данные в 44 графе о номере сертификата. То есть он будет делать клик и на экране будет появляться непосредственно сертификат о происхождении в XML формате. Эта та конкретика, над которой мы сейчас активно работаем. Не бывает у нас все быстро, это потребует какого-то времени, но мы обязательно справимся. Спасибо. |
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |