АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Принципы распределения деклараций на товары при таможенном оформлении

24.01.2021
Принципы распределения деклараций на товары при таможенном оформлении

Руслан Валентинович Давыдов, Первый заместитель Руководителя ФТС России. Стенограмма выступления Первого заместителя Руководителя ФТС России Руслана Валентиновича Давыдова Совета ТПП России по таможенной политике на тему «Влияние на ведение внешнеэкономической деятельности положений проекта приказа Минфина России «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций», ноябрь 2020 г. «Уважаемые коллеги, участники нашей конференции. Считаю это очень важным для нас и, наверное, для бизнеса иметь возможность рассказать все-таки о той реформе таможенных органов, которая у нас завершается. У нас остается последний месяц до окончания нашей реформы, поэтому я попробую сейчас показать слайды. Все 16 центров электронного декларирования созданы и функционируют. У нас был ключевой показатель - концентрация декларирования в центрах электронного декларирования - не менее 95 процентов, на начало ноября мы вышли на 97 процентов, где-то к концу года мы ожидаем 98 - 99. На слайде выведены все центры, я думаю эту информацию много раз все коллеги видели в разных форматах. Наши результаты справа - это и повышение уровня управления таможенными органами (это мы считаем, что достигается), повышение эффективности результативности таможенного контроля, полноты взимания таможенных платежей, создание комфортной среды для добросовестного бизнеса в равных условиях, равной конкуренции.

В начале реформы у нас было более 600 мест таможенного декларирования, там, где можно было подавать декларацию, сейчас 16. Естественно, что 16 точек контролировать гораздо проще, чем 600 с хвостиком. Это и оптимизация штатной численности расходов, то есть у нас производительность труда на одного инспектора, имеется виду количество выпускаемых деклараций, сегодня составляет в среднем меньше 20 деклараций в день на человека. Мы работаем над тем, чтобы ещё снизить эту планку за счет автовыпуска. Наибольшие достижения в области автовыпуска экспорта. У нас сегодня в целом около 40 процентов уже достигнут автовыпуск от всех деклараций - и от низких, и от высоких уровней риска. По экспорту - 38 процентов сегодня выпускается автоматически. В Уральском таможенном управлении 60 процентов всех экспортных деклараций выпускается автоматически, без участия полностью таможенных инспекторов. А на отдельных постах, которые обслуживают отдельные предприятия (имеются ввиду посты фактического контроля по отдельным предприятиям Урала), цифра доходит до 80 процентов (экспортеры стали. Поэтому для добросовестных участников ВЭД, для крупных участников, для тех, кто соблюдает таможенные правила, естественно, автовыпуск это серьёзное облегчение, снижение административной нагрузки, снижение издержек. То есть, таможня становится все менее заметной. Я не говорю, что мы достигли какого-то идеала, естественно, мы будем продолжать эту работу и стремиться, чтобы и по импорту были более комфортные, более прозрачные и понятные у нас отношения с участниками внешнеэкономической деятельности, чтобы увеличилась цифра и по импорту. Могу с гордостью сказать, что у нас не осталось уже ни одного таможенного органа, где бы превышали 20 часов средние сроки выпуска декларации, суммарно и рисковых, и безрисковых. Все-таки в начале реформы у нас были места, где оформление рисковых товаров доходило до 40 часов и более.

Я так понимаю вопрос, один из тех, которые сегодня волнуют бизнес, это распределение деклараций. Мы получаем письма от бизнеса, и в сегодняшней конференции этот вопрос будет обсуждаться. Я бы хотел все-таки вас несколько успокоить. Пользуясь случаем, хотел бы ещё раз показать какие приказы у нас существуют сегодня. Нормативная база распределения деклараций на товары:
- «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» - устанавливает базовые принципы распределения деклараций на товары;
- «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций и осуществлению конкретных функций в отношении подакцизных и определенных видов товаров» - устанавливает компетенцию по регистрации таможенных деклараций для Акцизного специализированного ЦЭД (вступил в силу с 10.09.2020). - «О компетенции таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении товаров» - устанавливает компетенцию по регистрации таможенных деклараций для Энергетического ЦЭД (вступил в силу с 18.01.2020);
- Иные нормативные акты, устанавливающие компетенцию по регистрации деклараций для отдельных таможенных постов (например, в отношении радиоактивных материалов). Была у нас, к сожалению, в середине года некая необходимость вместе с Минфином подкорректировать приказ Минфина о компетенции таможенных органов по оформлению акцизных товаров. Мы его подкорректировали с учетом мнения бизнеса, но насколько я сейчас понимаю по реакции, по своему общению, которое у меня есть, по докладам начальника Центральной акцизной таможни, вопросы практически сняты у нас по компетенции по оформлению подакцизных товаров. Есть буквально единичные нарекания.

Еще раз хотел бы рассказать о принципах компетенции, о том, как мы планируем со следующего года диспетчерировать наши декларации. Первый уровень диспетчеризации - это категория товаров. В первую очередь, это касается двух центров электронного декларирования: энергетического и акцизного. О них сказал отдельно, по ним есть отдельные приказы. Все товары, которые подпадают под компетенцию Энергитической таможни - нефть, газ, уголь, электричество - все это идет на декларирование в Энергетический ЦЭД. Подакцизные товары идут на декларирование в Акцизный ЦЭД. Но в рамках доработки приказа по компетенции Акцизного ЦЭДа мы сделали очень существенные изменения, я считаю, что абсолютно правильные. Это компетенции по фактическому размещению товаров и фактическому контролю. Напоминаю, что у нас все работает по технологии удаленного выпуска, то есть декларация подается в центр электронного декларирования, фактический контроль осуществляется по месту нахождения товара, там, где это удобно и привычно участнику ВЭД. Это серьезно сняло проблемы, те, которые возникли, и, собственно говоря, эти проблемы у нас периодически существовали, потому что компетенция по работе с подакцизными товарами, она всегда у нас исторически ограничивалась во все годы, поэтому вот сейчас то, что у нас нет ограничений по размещению - это, я считаю, серьезное упрощение для добросовестного бизнеса.

Следующее основание для категорирования, для компетенции - это вид транспорта на границе: прибытие морское или авиационное для московского авиационного узла. Московский авиационный узел у нас обеспечивает более 86 процентов всех товаров, которые воздушным транспортом прибывают в Российскую Федерацию. Это планируемое состояние, пока мы в него полностью не пришли. Если товар прибывает морским транспортом, морским контейнером, то он и должен оформиться в морском ЦЭДе, каковых у нас три: Балтийский, Новороссийский, Владивостокский. Там уже сегодня концентрация декларирования более 95 процентов во всех этих из трех морских ЦЭДов. Авиационный ЦЭД - прилетело воздухом - должно задекларироваться в авиационном ЦЭДе, сегодня он подчиняется Шереметьевской таможне. Иные виды транспорта, это имеется ввиду автомобильный и железнодорожный - по месту налоговой регистрации участника внешнеэкономической деятельности и его КПП - основному виду деятельности - в тот территориальный ЦЭД, где он зарегистрирован для целей налогового учета. Делается это для удобства и участника ВЭД, и для удобства взаимодействия с налоговой, с тем, чтобы по одному месту работы все эти процессы проходили.

Ну и вот как я говорил, исключение из диспетчеризации - это у нас пока ещё комплектные объекты, это там, где алгоритмом не определен таможенный орган, у нас таких деклараций немного. На фоне - больше уже 4 миллионов деклараций у нас по импорту и экспорту в этом году обработано - порядка 115 тысяч из них, вот это были те декларации, которые под диспетчеризацию не будут попадать. Буквально на днях мы проводили совещание с региональными таможенными управлениями, с подразделениями центрального аппарата, и проводили сопоставительный анализ как скажутся на существующих объемах декларирования наши планы по проведению, скажем так, в штатное состояние диспетчеризации. Выяснилось, что мы довольно неплохо спрогнозировали, и бизнес уже сам подстроился во многом под ту будущую структуру декларирования и компетенцию таможенных органов. Мы по историческому массиву, что называется, по октябрь смотрели, что будет, если мы применим вот такую диспетчеризацию по перенаправлению в тот таможенный орган, в соответствии с тем принципом, который изображен на слайде. От, буквально, долей процента до, нигде больше десяти процентов у нас не было. То есть это говорит о том, что уже сегодня картина довольно приближенная к тому, что и должно быть. Поэтому определенное перемещение декларирования возможно будет в результате диспетчеризации, в первую очередь, по авиационному ЦЭДу. У нас сегодня декларируется определенное количество деклараций, как я сказал уже, это в пределах примерно 10 процентов от существующих объемов, это те товары, которые прилетели авиационным транспортом и декларируются в других регионах по технологии удаленного выпуска. Не видим объективных причин зачем надо так декларировать. Крупные участники ВЭД, когда была возможность с ними встретиться, на вопрос - а зачем вы декларируете, скажем, в Сибири, когда товар прилетел в московский авиаузел и там он находится, и он не предназначен для дальнейшей перевозки в сибирский регион, мы получали ответ: ну нам так удобнее. Ну а в чем удобство? Вот максимум, что могут коллеги сказать - это, что в Москве ещё не проснулись, а там уже работают. Вот мы подали декларацию быстро, выпустились. Но здесь понятно, что есть определенные для нас риски в том, что декларация может быть выпущена без должного контроля, потому что ещё не начал работать таможенный орган фактического контроля. Коли мы в автовыпуск все дальше и дальше погружаемся, то, наверное, значит, вот такие конструкции тоже будут уходить в прошлое.

Принципы распределения деклараций на товары при таможенном оформлении

Еще раз говорю, что наша цель - развитие автовыпуска на основании совершенствования системы управления рисками. И, соответственно, для добросовестных участников ВЭД, повторяюсь, те, которые нарабатывают историю, не имеют задолженностей, дел о банкротстве, уголовных и административных дел и так далее, то есть блокирующих критериев, для таких участников ВЭД, я думаю, что и в дальнейшем будет наращиваться применение технологии автоматического выпуска. Георгий Георгиевич, вот буквально готов на один-два вопроса ответить. Спасибо большое всем за внимание». Г. Г. Петров: Руслан Валентинович, спасибо Вам большое, очень хорошие и понятные слайды. Может быть сам проект приказа был так изложен, что у многих участников ВЭД сложилось впечатление, что это вводится некое крепостное право для участников ВЭД, и они будут привязаны к определенным ЦЭДам, ну теперь в общем логика всей системы работы становится более понятной. Р. В. Давыдов: Георгий Георгиевич, можно я буквально восприму вашу реплику как вопрос. Вот мы же в свое время с Вами, и Виталий Юрьевич Сурвилло ещё был, мы говорили, что, в принципе, в перспективе мы говорим о том, что декларация обрабатывается таможенными органами, системой ФТС России. Сейчас промежуточный этап, когда ну как бы мы все равно определяем какой таможенный орган будет обрабатывать эту декларацию. В первую очередь уже, мне кажется, это просто, когда мы говорим, что сеть территориально распределенных ЦЭДов, которые должны действовать, в принципе, как единый слаженный организм, так или иначе есть там определенные особенности и у морского транспорта, и у воздушного, и, соответственно, акцизных, энергетических товаров, и специалисты, которые, как говорится, руку набили на таких декларациях, поэтому, в принципе, ведь можно исходить из того, что декларация подана в систему таможенных органов, а мы её распределили туда, где есть у нас человеческий ресурс, и где у нас есть соответствующие специалисты, и с точки зрения технологий таможенного контроля, где нам более правильно, объективно, быстро, технологично оформить эту декларацию.

Это уже некий прототип работы в будущем, я уверен так и будет, что уже не будет знать участник ВЭД, кто именно обрабатывал декларацию, как я говорил, будет наращиваться автоматический выпуск в любом случае, и какие-то контрольные действия не будут совершаться только исключительно по срабатыванию системы управления рисками. Мы к этому уже довольно сильно приблизились, поэтому я бы хотел всех коллег успокоить. Я понимаю, что, когда у тебя, условно говоря, несколько миллионов деклараций, да у нас вот в этом году будет больше миллиона деклараций, выпущенных автоматически в целом, больше миллиона, казалось бы, когда такое возможно было, но тебе важнее твоя родная единственная декларация, которую ты подал и которая у тебя там, где-то застряла, возникла дополнительная проверка, экспертиза или ещё что-нибудь, и тебе надо с этим контейнером разобраться. Но ещё раз призываю всех не думать, что здесь какое-то опять рабство возникло, как тоже мы в письмах видим, и что мы кого-то куда-то привязываем насильственно. Во-первых, такого уже нет. Я говорю, что сегодня больше 90 процентов, так и есть, и уже декларируется туда, где мы и предполагали, и для них ничего не изменится, будет небольшой процент (в единицах) переноса. Мы все это будем делать в начале следующего года, судя по всему, чтобы сейчас на конец года никому, как говорится, не портить настроение, пусть даже таких людей немного, такую что ли принудительную диспетчеризацию пока включать до конца года мы не будем.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.