АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Пограничный «шлакбаум» на пути «кругляка»

18.01.2021
Пограничный «шлакбаум» на пути «кругляка»

Заблокировать вывоз за границу круглого леса в Забайкальском крае пытались не раз, но безуспешно. Недавно Владимир Путин в целях развития и декриминализации лесного комплекса поручил правительству РФ запретить вывоз из России необработанной или грубо обработанной древесины с 1 января 2022 года. Выполнима ли эта задача для Забайкальского края? Лесной «шпане» - прочный заслон. Тот, кто бывал на российско-китайской границе, немало удивлялся вереницам гружёных под завязку лесовозов или железнодорожных вагонов, направляющихся в Поднебесную. И отличить браконьерский лес от официального не всегда удаётся даже таможенным службам. Официальные цифры говорят о массовой заготовке круглого леса в крае, а вот переработка значительно отстаёт. По данным Забайкалкрайстата, в 2019 году объём необработанных лесоматериалов составил 404,7 тысячи кубометров, да ещё грубо обработанного - очевидно, как выразился президент, «для вида», то есть кое-как распиленного, разрубленного на части и т.д. - 227,5 тысячи кубометров. Не лучше положение и в этом году, за восемь месяцев необработанный объём леса составил 257 кубометров. И такие показатели год от года растут. А вот объём производства из древесины: например, окна, двери, другая продукция, нужная для строителей и населения - составил в прошлом году всего около 13 тысяч кубометров. Понятно, что львиная доля «кругляка» идёт по «дешёвке» в соседний Китай, где собственный лес берегут и в северных районах его запрещено вырубать.

Работники отрасли, Минприроды Забайкальского края, конечно, борются как могут и с браконьерами, и с нарушителями из легального сегмента заготовителей, но победить варварские вырубки и нежелание развивать лесопереработку - не в силах. Поэтому, как заявляют в Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, ведомство в полном объёме поддерживает поручение президента. По словам министра Сергея Немкова, в целях декриминализации в забайкальских лесах, Минприроды разработало и осуществляет особый план, который включает в себя легализацию пунктов отгрузки древесины и закрытие нелегальных пунктов, оказание помощи добросовестным арендаторам и расторжение договоров с нарушителями. В общем, борьба за забайкальский лес ведётся и масштабы её велики. Только в этом году было выявлено около 800 случаев незаконных рубок леса, правоохранителями возбуждено более 150 уголовных дел. Это на четверть больше прошлогоднего. Ещё недавно в крае действовало 68 пунктов приёма и отгрузки древесины, теперь же осталось 22. Тем не менее, объём только выявленных незаконных рубок составил около 40 тысяч кубометров. Но лесной «шпаны» в забайкальских лесах ещё немало, а значит, вести с ними бой придётся долго. Однако процесс декриминализации значительно облегчится, считают в Минприроды, когда вступит в действие поручение президента о запрещении вывоза из страны круглого леса.

На основе прежних идей. Перекрыть пути вывоза за границу необработанной древесины, что порождает и криминальную ситуацию, в Забайкалье пытались не раз. Подобные решения принимались и на федеральном, и на региональном уровне давно. Так, несколько лет назад, правительственный совет рассмотрел стратегию развития лесопромышленного комплекса до 2020 года. Власти твердо решили свести к нулю вывоз «кругляка» и дать дорогу частным инвесторам, которые готовы вкладываться в лесопереработку. Для Забайкальского края это решение было определяющим. Чуть позже правительств РФ поддержало идею исполкома Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» о создании монопроекта в лесной отрасли под названием «Сибирь - Дальний Восток». Суть этих решений, безусловно, может пригодиться и сегодня, в процессе выполнения поручения президента. Монопроект, по мнению его авторов, позволяет чётко понять точки роста в лесной отрасли, обозначить наиболее перспективные направления, распределить роли, избежать внутрирегиональной конкуренции на иностранных рынках. Тогда же, вместе с Дальневосточной ассоциацией создали единую схему развития отрасли. Она включает в себя 32 «локомотивных» проекта, которые равномерно располагаются в узловых лесодобывающих районах, на протяжении всей юго-восточной границы России. Монопроектом предполагается строительство шести крупных предприятий по производству целлюлозно-бумажной продукции в Красноярском, Забайкальском, Приморском краях, Иркутской, Томской областях и на Сахалине. Разрабатываются и реализуются проекты 12 плитных предприятий в Алтайском, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, Иркутской, Кемеровской, томской и Амурской областях.

Почему это целесообразно? Авторы монопроекта не сомневаются в необходимости создания собственной мощной деревообрабатывающей промышленности. Это единственный путь ухода от экспорта круглого леса. Наши леспромхозы грузят «кругляк» за границу не потому, что они такие не патриотичные, а потому что им по-другому не выжить. Кроме экспорта их «кругляк» просто никому не нужен. Компаниям-локомотивам зелёный свет. Правительству был предложен вариант решения проблемы. Суть идеи: вместе с администрациями регионов определяются по 2-3 основных предприятия деревообработки и взаимоувязывается их работа. То есть, никто никого никуда не загоняет, никто никого не объединяет. Смысл не в этом. У большинства лесоперерабатывающих предприятий есть собственные планы развития, есть инвесторы, но не хватает инфраструктуры: лесовозных дорог, коммуникаций, обустройства посёлков. Вот эту часть и берёт на себя государство. Оно профинансирует создание той самой инфраструктуры для отрасли. Весь смысл в том, что это будут компании-локомотивы. Вокруг них выстраиваются десятки и сотни небольших фирм. Крупный бизнес не может обойтись без среднего и малого. На выходе можно получить совершенно обновлённую многоукладную перерабатывающую отрасль, способную покончить с экспортом круглого леса. Львиная доля прибыли останется в стране, на её территориях.

Конечно, возникает вопрос: а что делать в этом случае мелким лесозаготовительным фирмам, которые в большом количестве пилят кругляк по всей Сибири? Есть и на этот счёт соображения у авторов проекта. Заключаются они в следующем. Мощности по лесозаготовки не безграничны. И сосредоточены они в руках, в том числе, и таких мелких фирм. Можно объединиться, можно кооперироваться, можно получать твёрдый подряд у крупных потребителей. Главное во всём этом - не загнать лесозаготовителей в какой-то формат, дать им возможность сбывать всё там, где заготовили, а не отправлять правдами и неправдами за кордон. Если заготовителю выгодно, именно выгодно продать всё в 100 километрах от лесосеки, он никуда дальше лес не повезёт. Ему нужны деньги, а не идеи. Дадим ему возможность заработать на месте - выиграют все, считают авторы проекта. Федеральное агентство управляет и генерирует. Был предложен вариант структуры управления инновационным монопроектом «Сибирь-Дальний Восток». В числе первоочередных мер: создание Федерального агентства по управлению инновационным монопроектом ЛПК, аналогичного агентству по особым экономическим зонам, организовать его представительства в СФО (Томск) и ДФО (Хабаровск). Предлагалось наделить их функциями привлечения средств под бизнес-проекты (частный капитал), организации экспертизы бизнес-проектов. Агентство должно осуществлять контроль за использованием государственных средств, управления госактивами (акциями) на сумму вложенных госсредств, в проекты ЛПК. На него возлагается также координация действий региональных органов власти и бизнес-структур при реализации локомотивных проектов ЛПК и ряд других функций.

Шансы осуществить эти планы, по мнению руководителей ассоциации «Сибирское соглашение», велики. В пользу этого - оценка предложенного плана, высказанная в правительстве РФ, проработанность всех схем. А главное: проект фактически уже реализуется в определённых частях. Частный капитал вкладывает средства в подъём предприятий, заявленных в список «локомотивов». Задача - скоординировать эту работу, чтобы за внешние рынки сибиряки и дальневосточники боролись единым фронтом, конкурируя с внешним миром, но никак не друг с другом. Такое распределение ролей позволит не сталкивать лбами регионы за рынок. Чтобы перебороть тенденцию вывоза круглого леса, считают авторы монопроекта, нужно объединиться, но не в единую корпорацию, а по принципу ассоциации. В этом смысл документа. Сегодня всё это очень актуально. Ибо простыми запретами проблему с вывозом «кругляка» за границу не решить. А выполнять поручение президента надо.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.