АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Система Одно окно откроет доступ экспортерам к десяткам услуг

30.12.2020
Система Одно окно откроет доступ экспортерам к десяткам услуг

Российский экспортный центр (РЭЦ) завершает подготовку к официальному запуску информационной системы «Одно окно». Система обеспечит бизнесу онлайн-доступ к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт. О том, когда состоится запуск системы, какие сервисы в первую очередь начнут работать, какие услуги смогут получить экспортеры, рассказал вице-президент РЭЦ Алексей Михайлик. Алексей, в Российском экспортном центре Вы возглавляете направление, отвечающее за запуск информационной системы «Одно окно». На какой стадии сегодня находится разработка, когда планируется запуск системы? Мы проектировали и разрабатывали информационную систему больше года и сегодня подходим к запланированной точке старта первых сервисов для экспортеров. Мы завершили все основные разработки, создали современную цифровую платформу, на которой будут базироваться государственные и аналитические сервисы для экспортеров, проделали огромнейший объем работ по взаимодействию с госведомствами для создания автоматических алгоритмов получения от этих ведомств тех сведений, которые нужны для определенных экспортных процедур, но которые сейчас получают сами экспортеры. В результате в текущий момент более 60 видов сведений передаются через СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия - ИФ), то есть через канал обмена данными между ведомственными структурами. Все это делается для того, чтобы для получения услуг экспортерам не надо было в тысячный раз заполнять анкету, прикладывать одни и те же документы. В результате наши сервисы станут реально цифровыми.

Важно также отметить, что в процессе работы над проектом к нам подключились новые участники, такие как, например, Торгово-промышленная палата. Здесь надо сказать, что эта огромная работа, пока ещё не видимая извне, она как фундамент нужна для создания экосистемы «Одного окна». С конца текущего года начнут появляться сервисы, как видимые потребителям элементы нашей экосистемы. Сейчас мы уже предоставили общий доступ к порталу «Одного окна», наполняем его новостями и сервисами. Уже работает личный кабинет как авторизованная зона, куда клиент попадает, используя механизмы идентификации, которые работают в том числе на сайте Госуслуг. Работа проходит в хорошем темпе, регулярно проходят рабочие встречи межведомственных групп, где участвуют более 20 различных органов власти. Постоянно идет общение с экспортерами. Сама цифровая платформа «Одно окно» уже построена - это хранилище электронных документов и данных, которые мы получаем из разных источников, интеграция с этими источниками, конструктор процессов и многое другое. Сейчас эта платформа начала обрастать сервисами. Наша задача запустить их работу до конца ноября этого года. К этому времени все взятые нами обязательства должны быть выполнены.

В процессе работы над созданием «Одного окна» вы пригласили группу экспортеров для тестирования системы. Получили обратную связь? Активно ли они включились в работу? С экспортерами мы взаимодействовали с момента проектирования системы. С сентября прошлого года проводили с ними встречи, приглашали их к себе и показывали все процессы и прототипы экранных форм «Одного окна». Когда была готова цифровая платформа, мы самых активных экспортеров пригласили поучаствовать в её тестировании. В этой работе приняли участие представители более 200 компаний. С ними мы находились в плотном контакте, получая обратную связь. С учетом мнения экспортеров мы внесли серьезные изменения в дизайн, сделали более удобным процесс использования личного кабинета, внесли значительные изменения в каждый из сервисов. Так, мы кардинально переработали сервисы по оказанию господдержки, исключив из процесса эксплуатации сканированные документы, их заменили сведения, предоставляемые смежными ведомствами. В этой большой работе по переводу господдержки экспортеров в цифровой вид приняли активное участие руководители и сотрудники министерства промышленности и торговли, министерства сельского хозяйства и других ведомств, которые совместно с РЭЦ цифровизируют эти процессы, чтобы сделать их бесшовными.

Мы поэтапно приглашаем экспортеров принять участие в тестировании «Одного окна». На днях сделана первая рассылка нескольким тысячам компаний с предложением зайти на портал и изучить его возможности. До конца года система станет доступной уже для всех. Какие сервисы будут запущены в ноябре? Запуск системы ведется планомерно, что позволяет запускать все услуги по графику, утвержденному дорожной картой проекта. Это ряд госсервисов, которые представляют министерства и ведомства. По принципу «одного окна» первыми начнут работать сервисы таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки НДС. Также будут запущены сервисы, связанные с расширением бизнеса экспортеров - поиски потенциального покупателя, а также экспортера, когда зарубежный контрагент обращается к нашей сети для того, чтобы найти поставщика. Наша задача - из одной точки предоставлять экспортерам доступ к разным сервисам, снимая административные барьеры и предоставляя возможности для роста. Именно на это будут направлены сервисы «одного окна».

Кроме того, начнет работать огромный блок аналитических сервисов, собранных в «Навигаторе экспортера». Он позволит компаниям по названию товара, либо по коду ТН ВЭД (классификатор товаров, используемый при проведении таможенных операций - ИФ), используя информацию зарубежных баз данных, а также накопленную РЭЦ аналитику, получать информацию о потенциальных покупателях и странах с высоким уровнем востребованности данных товаров. Сколько всего услуг вы планируете запустить на платформе? За 2020-2021 годы на платформе появится более 20 услуг. В их числе будет предоставлен доступ к процедурам сертификации и лицензирования. Экспортеры говорят, что им нужна помощь именно в получении разрешительных документов. И фокус следующего года будет направлен именно на то, чтобы все основные документы экспортеры могли получать в цифровом виде. Кто будет оказывать услуги, помимо госорганов, и какова роль РЭЦ в этом процессе? На следующий год есть планы по созданию экспертной платформы, маркетплейса услуг партнеров, на котором экспортеры получат доступ к десяткам сервисов, востребованных на рынке.

Также обсуждается возможность оказания услуг крупнейшими перевозчиками и логистическими операторами на платформе «Одного окна». Результатом реализации такой услуги может стать комплексный процесс от момента формирования запроса клиента, формирования маршрута передвижения до «приземления» на господдержку экспортной транспортной деятельности. Есть ли у вас уже понимание того, какие услуги будут наиболее востребованы? Российский экспортный центр на протяжении пяти лет предоставляет консалтинговые, цифровые нефинансовые и финансовые услуги. И мы хорошо представляем себе, какие услуги востребованы нашими клиентами, учитывая потребности клиентской базы российского Агентства по страхованию АО «ЭКСАР» и специализированного экспортно-импортного банка АО «Росэксимбанк», входящих в Группу РЭЦ. Именно эту информацию мы использовали при проектировании системы. Но уже сейчас мы понимаем, что в будущем система будет саморазвиваться, обрастая новыми сервисами, созданными на основе потребностей самих пользователей - экспортеров.

Можно ли назвать систему «Одного окна» уникальной? Есть ли аналоги за рубежом? Проекты «single window» существуют во многих странах. Самый известный проект создан в Сингапуре. Там «одно окно» - это комплекс из электронной таможни, услуг логистических операторов и банков для автоматического списания различных платежей, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Также известный пример «single window» порта Гамбург в Германии, где в единую точку сведены логистические и таможенные услуги для морских перевозок. Существует директива ООН, которая описывает принципы создания и модели «single window». При этом сегодня мировой опыт связан с тем, что в «single window» реализуется достаточно ограниченный перечень сервисов. Задача, которая стоит перед «одним окном» в России, значительно шире - способствовать росту количества экспортеров и увеличению объемов их экспортной деятельности. Так, доля экспортеров от количества всех компаний в России составляет менее 1%, в других странах этот показатель составляет от 10% до 20%. Поэтому охват сервисов «одного окна» значительно шире, чем то, что существует в мировой практике - от поиска потенциального экспортера, предоставления мировой аналитики и поиска потенциального зарубежного партнера, до предоставления доступа к государственным услугам и поддержке.

Какие у вас планы по развитию «Одного окна» на ближайшую перспективу? Планы огромные. Мы планируем расширить доступ к государственным сервисам. В следующем году нам предстоит создать ещё 20 сервисов. И, в первую очередь, это доступ в цифровом виде к разрешительным документам. Второе направление развития будет связано с расширением бизнеса экспортеров, с поиском потенциальных покупателей, коммуникаций с ними, продвижением и так далее. Очень большой объем работы - это взаимоотношения с центрами поддержки экспорта (ЦПЭ), которые присутствуют в более чем 80 регионах России, а также зарубежными представительствами РЭЦ и торговыми представительствами. Мы уже создаем сервисы, которые объединяют рабочие места в регионах и за рубежом. Также огромнейший пласт работы и по аналитике. В текущий момент мы подключились к большому количеству зарубежных баз данных, которые собирают и консолидируют информацию по всему миру, например, о контейнерных перевозках, маркетинговых акциях, компаниях. Мы проводим работы по объединению этих разрозненных баз данных для предоставления экспортерам полноценной аналитической информации.

Таким образом, система «Одно окно» будет развиваться сразу по различным направлениям в соответствии с потребностями экспортеров. Теперь РЭЦ - это часть большого «Одного окна».

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.