АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Россия наращивает экспорт ягод

27.12.2020
Россия наращивает экспорт ягод

Рост импорта дешевой садовой ягоды, а также отсутствие достаточного объема мощностей для переработки внутри страны вынуждают российские компании наращивать экспорт дикорастущей продукции. За девять месяцев текущего года этот объем вырос в 3,5 раза, до $24,5 млн, выяснил Российский экспортный центр. Часть ягод потом возвращается на внутренний рынок, но уже в виде переработанной продукции, говорят эксперты. Экспорт замороженных фруктов, в поставках которых доминируют дикорастущие ягоды, за первые девять месяцев 2020 год вырос в 3,5 раза, до 7,8 тыс. тонн, рассказали «Ъ» в Российском экспортном центре (РЭЦ). Стоимость экспортированной продукции увеличилась почти в три раза - до $24,5 млн. Ягоды из России поступают главным образом на европейский рынок: основными покупателями выступают Литва, Финляндия, Эстония, Латвия, Швеция, Польша, отмечает представитель РЭЦ. Данные центра подтверждает управляющий директор «Ягоды Карелии» Александр Самохвалов: если в прошлом году эта компания экспортировала различной продукции на €6 млн, то по итогам этого года, по его прогнозам,- более €10 млн. «Ягоды Карелии» экспортируют замороженные очищенные ягоды для таких предприятий пищевой отрасли, как Valio и Hortex, добавляет господин Самохвалов. В пресс-службах этих компаний на запросы «Ъ» не ответили.

Самый большой прирост у ягодных и грибных порошков сублимационной сушки - более 300% за 2020 год, хотя оборот по этой группе товаров составляет не более 10% от замороженных ягод, объясняет топ-менеджер. «В сегменте продуктов для конечных потребителей - а это нектары, морсы, джемы - у нас тоже наблюдается рост, но сравнительно медленными темпами: по итогам 2020 года прирост будет в пределах 20%»,- говорит Александр Самохвалов. Еще один крупный производитель продукции из дикорастущей ягоды - «Русбиоальянс», принадлежащий A1, не стал раскрывать объем экспортных поставок. Гендиректор Ягодного союза Ирина Козий говорит, что основная причина экспорта российской дикорастущей ягоды - отсутствие достаточного количества современных мощностей для переработки внутри страны. По её словам, основные объемы отправляются за рубеж в виде несортированной замороженной ягоды, которая частично потом возвращается на внутренний рынок, но в упакованной виде, например, в качестве начинки для кондитерских изделий или конечной продукции. Александр Самохвалов объясняет рост поставок ягод на зарубежные заводы в стабильном качестве очистки и сортировки в России.

Кроме того, внутри страны поставлять в розничные сети дикую ягоду в непереработанном виде практически невозможно, так как срок её хранения редко превышает одни сутки, объясняет Ирина Козий. Для ритейлеров предпочтительны годами выводимые сорта садовых ягод с длительным сроком хранения. В России рынок потребления дикоросов сокращается в пользу импортных садовых ягод, которые намного дешевле, соглашается Александр Самохвалов. Ранее Ягодный союз прогнозировал, что в 2020 году отечественные производители садовой ягоды могут собрать совокупно 15 тыс. тонн урожая. По подсчетам Плодоовощного союза, если в 2019 году в Россию было ввезено 57,7 тыс. тонн ягод, то в этом году импорт может увеличиться до 65 тыс. тонн. Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет, в частности, Procter & Gamble, Nestle, Unilever, Coca-Cola, PepsiCo) Алексей Поповичев говорит, что производителям дикорастущей ягоды и продукции из нее логичнее ориентироваться на экспорт. Дикая ягода в России добывается в регионах, которые ассоциируются у иностранных покупателей как экологически чистые, например, Русский Север. При этом она высокого качества. Так что переработчики могут дать более высокую цену, чем на внутреннем рынке, заключает эксперт.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.