АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Doing Business внешней торговле не оценка

26.12.2020
Doing Business внешней торговле не оценка

Минэкономики переписало госпрограмму её развития. Правка нацпроектов в соответствии с президентским указом о национальных целях вызвала изменения и связанных с ними госпрограмм. Так, при обновлении программы развития внешнеэкономической деятельности в Минэкономики предложили отказаться от учета места РФ в рейтинге Doing Business (к нему ранее высказывали претензии в ФТС и ФНС), заменив его собственным индикатором легкости оформления экспорта. Одновременно сокращено и финансирование госпрограммы: она потеряла 17 млрд руб. за счет переноса расходов на обновление пунктов пропуска через госграницу в транспортную госпрограмму - это, впрочем, должно ускорить работы по цифровизации границы. Минэкономики подготовило поправки к госпрограмме «Развитие внешнеэкономической деятельности» - проект постановления правительства опубликован на портале regulation.gov.ru. Изменения связаны с действием президентского указа «О национальных целях». Самым заметным изменением документа станет отказ от одного из трех целевых индикаторов - места России в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля» (99-е место по итогам 2019 года). Сохранены две цели госпрограммы - объем экспорта услуг, $70,1 млрд в 2024 году, и темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта - к 2030 году не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.

Отметим, что де-факто Минэкономики поддержало претензии к рейтингу Doing Business, ранее высказывавшиеся ФТС и ФНС (см. «Ъ» от 5 ноября 2019 года) и отчасти признанные Всемирным банком (см. «Ъ» от 27 января). «С учетом специфики применяемой Всемирным банком для составления данного рейтинга методики позиция страны в нем не является оценкой эффективности госрегулирования внешнеэкономической деятельности, проводимых реформ и легкости осуществления ВЭД»,- говорится в пояснительной записке к проекту. Среди претензий к рейтингу DB - отсутствие дифференциации при оценке времени прохождения грузов через порт и сухопутную границу (через порты в среднем меньше), а также то, что в его лидерах находятся страны, осуществляющие взаимную торговлю без таможенного оформления (члeны ЕС). Взамен авторы проекта предлагают использовать показатель «Время прохождения административных процедур при взаимодействии с госорганами при экспорте». После пересмотра снижены и объемы финансирования госпрограммы: в 2021 году они уменьшены на 10,6 млрд руб. (до 76,2 млрд руб.), в 2022 году - на 8,1 млрд руб. (до 76,27 млрд руб.), в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,7 млрд (до 78 млрд руб.). Изменения (за вычетом бюджетной консолидации) почти полностью объясняются переносом расходов на строительство пунктов пропуска через границу (9,1-9,5 млрд руб. в год) в транспортную госпрограмму. Сам же этот перенос должен ускорить развертывание системы прослеживаемости товаров на границе. Этого активно добивается ФТС, рассчитывающая после модернизации пунктов пропуска перейти «от электронной к интеллектуальной таможне, чтобы все контрольные процедуры были реализованы через одну цифровую платформу, которой бы пользовались и участники ВЭД, и контролирующие органы»,- говорил на коллегии ФТС 6 марта её глава Владимир Булавин (см. «Ъ» от 7 марта).

Заметим, нацпроект «Международная кооперация и экспорт», который правительство должно обновить до 30 октября, также будет сокращен: из него будут выведены федеральные проекты «Экспорт услуг» под кураторством Минэкономики и «Логистика международной торговли» под кураторством Минтранса. По данным ЦБ, экспорт РФ в денежном выражении во втором квартале сократился с $88,1 млрд до $67,9 млрд, импорт же почти не изменился: $56,2 млрд против $53,6 млрд, что привело к фактическому обнулению сальдо платежного баланса. Впрочем, весь мировой экспорт во втором квартале испытал беспрецедентный спад - в денежном выражении на 21% - из-за пандемии и резкого падения цен на энергоносители.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.