АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Российские производители пеллет выходят на зарубежные рынки

16.12.2020
Российские производители пеллет выходят на зарубежные рынки

Среди продуктов переработки отходов лесной промышленности наибольшую популярность обретают топливные гранулы. Об этом говорит тот факт, что пеллетный рынок за рубежом растет гигантскими темпами, которые не могли предсказать даже эксперты. Российские производители намерены максимально занять эту нишу. Минувшим летом крупный пеллетный трейдер CM Biomass отгрузил на экспорт рекордную судовую партию древесных гранул объемом 33 тысячи тонн, сообщил представитель компании Михаил Волкун. Это первая крупная партия пеллет, которая единовременно поступила в Европу из порта Санкт-Петербурга. До сих пор подобное количество биотоплива переваливали только американские поставщики. Пеллеты - жизненно важный продукт, поскольку энергия необходима в любое время, - подчеркнул эксперт. - Что будет осенью 2020 года, сказать сложно, но пеллетный рынок однозначно будет расти и дальше. Сейчас отгрузки древесных гранул в страны Евросоюза из Морского порта Санкт-Петербурга ведется один - три раза в неделю. Ожидается, что многотоннажные судовые партии станут регулярными и объемы экспорта пеллет из России в ЕС вырастут в несколько раз. Возможно, вскоре российские пеллетчики догонят американских, от которых отстают по объемам отгрузок примерно вчетверо.

Таможенная статистика подтверждает эту тенденцию. По итогам 2019 года из России вывезено 1,9 миллиона тонн древесных топливных гранул - на 300 тысяч тонн больше, чем в 2018-м. Всего же за год произведено 2,5 миллиона тонн - и это при том, что мощности производящих биотопливо предприятий были загружены примерно на 40 процентов. По данным агентства WhatWood, лесные ресурсы страны позволяют выпускать 9-10 миллионов тонн пеллет в год. Рост использования древесных гранул в качестве топлива за рубежом - как в Европе, так и в азиатских странах - объясняется их экологичностью. Однако их использование в качестве биотоплива набирает обороты именно за рубежом - как на европейских, так и на азиатских рынках. Отходы лесопереработки нередко превышают 50 процентов от общего объема перерабатываемого круглого леса и захламляют огромные территории. «Брикеты и пеллеты, которые представляют собой прессованное низкокачественное древесное сырье, имеют высокую калорийность, экологичность, они компактны и удобны для транспортировки, - подчеркивают в своей статье специалисты Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета Александр Мохирев, Юлия Безруких и Сергей Медведев. - Их можно эффективно применять как в бытовых, так и промышленных целях, в том числе для тепловых станций, поскольку этот вид топлива успешно конкурирует с каменным углем. Использование переработанного древесного сырья в качестве топлива значительно повышает эффективность процессов энергообеспечения на предприятиях и снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Правда, на российском внутреннем рынке этот вид топлива пока мало востребован: 98 процентов произведенных в РФ пеллет уходит на экспорт».

Ученые подчеркивают, что в России ежегодно образуется около 35,5 миллиона кубометров древесных отходов - 32,2 процента от объемов используемого пиловочника. За последние годы, когда древесные отходы в большинстве случаев не использовались, а иногда и не утилизировались, в лесопромышленных районах их накопилось огромное количество. В частности, используется не более 30 процентов от общего объема опилок, производимых предприятиями лесопереработки. По другим данным, которые приводит отраслевой журнал «ЛПК Сибири», отходы лесоперерабатывающих производств нередко превышают 50 процентов от общего объема перерабатываемого круглого леса и захламляют огромные территории. Решение проблемы заключается в комплексном подходе к лесопереработке. Из двух возможных вариантов - утилизировать отходы за свой счет либо перерабатывать и извлекать прибыль - выбор все чаще делается в пользу последнего. При правильной организации производство древесных гранул дает максимум выгоды: позволяет экономить на утилизационных сборах, пенях и штрафах и становится дополнительным источником дохода. Как результат - по всей России, от Дальнего Востока до центра страны, запускаются новые пеллетные производства - как отдельные, так и в составе крупных предприятий лесопромышленной отрасли.

Не является исключением и Северо-Запад. Как сообщили на Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате, там удалось создать практически безотходное производство. Генеральный поставщик сырья - группа компаний «Титан» - поставляет пиловочник на предприятие «Лесозавод 25», балансы - на Архангельский ЦБК. Остающаяся от производства пиломатериалов на лесозаводе технологическая щепа отправляется также на комбинат. При этом кора, отщеп и некондиционная щепа поступают на собственную котельную «Лесозавода 25», а опилки идут на изготовление пеллет. Производство древесного топлива из вторсырья развивается и в Карелии. В Пудожском районе республики предполагается построить два новых пеллетных завода мощностью 50 и 15 тысяч тонн древесных топливных гранул в год. Аналогичная работа ведется в Вологодской области. В пресс-службе российского лесопромышленного холдинга Segezha Group сообщили о запуске нового инвестиционного проекта в городе Соколе, где будет построено новое производство древесно-топливных пеллет. Мощность производственной линии, которая будет введена в эксплуатацию в четвертом квартале 2021 года на Сокольском ДОКе, - 65 тысяч тонн продукции в год.

Плитное производство также является перспективным вариантом использования древесных отходов. Потребление одного миллиона квадратных метров плит, произведенных из этого сырья, условно сберегает 54 тысячи кубометров деловых пиломатериалов. Представители отраслевой науки убеждены: комплексное использование древесного сырья должно стать главным приоритетом развития российского лесопромышленного производства. Для этого, в свою очередь, необходимо целенаправленно создавать отрасль переработки древесных отходов, отмечают лесопромышленники. Нужны площадки временного накопления и сортировки вблизи специализированных предприятий, на которые легально смогут привозить свои отходы лесообработчики, нужна поддержка властей разных уровней. Существенным подспорьем могли бы стать проекты на уровне местных административных образований по переводу муниципальных объектов и котельных на биотопливо.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.