АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Эксклав договорился с таможней

08.09.2020
Эксклав договорился с таможней

Калининградским переработчикам отходов разрешили вывозить товары из вторсырья в другие регионы. Калининградские переработчики отходов сетуют на усложенение порядка сбора документов, необходимых для вывоза товаров из вторсырья в другие российские регионы. Можно ли исправить ситуацию, выясняла корреспондент «Российской газеты». Калининградские отходы и произведенные из них товары таможня начала относить к категории иностранных в 2018 году, когда вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Предпринимателей обязали платить пошлины и таможенный НДС, чтобы вывезти вторсырье в «большую Россию». Другой путь - доказать, что мусор не прибыл из-за пределов ЕАЭС и не попал под беспошлинный режим особой экономической зоны, действующей на территории региона. Но сделать это сложно. Ведь переработчики собирают отходы у населения и фирм, и не всегда этот процесс можно зафиксировать на бумаге. Проблему неоднократно обсуждали и на региональном, и на федеральном уровне. И вот решение, казалось бы, нашлось. Правительство региона, Калининградская торгово-промышленная палата, Минфин РФ и ФТС России согласовали перечень документов, которые подтверждают, что калининградские изделия из вторсырья имеют статус товаров ЕАЭС. Но предприниматели заявили: работать проще не стало.

Один из пунктов перечня носит открытый характер, - комментирует ситуацию председатель Регионального Союза переработчиков отходов Калининградской области Святослав Лавриненко. - Требуется представить экспертные документы Калининградской ТПП, которые содержат сведения о вторичном сырье, полученном на территории ОЭЗ, а также об изготовленных из него товарах. Но нигде не регламентируется, какие бумаги может запросить Калининградская ТПП у переработчика, чтобы подготовить экспертные документы. Глубину этих сведений палата определяет самостоятельно. В результате процедура не упростилась. Наоборот, если раньше мы могли обращаться в различные лицензированные экспертные организации, чтобы доказать «евразийский» статус наших изделий, сейчас - только в одну. Необходимо создать рабочую группу, в состав которой войдут представители регионального правительства, торгово-промышленной палаты и таможни, а также субъекты бизнеса. Если группа разработает закрытый перечень документов, достаточных для прохождения экспертизы, это существенно упростит и ускорит процедуру.

Региональному министерству экономического развития, промышленности и торговли проблема известна. Сейчас вопрос прорабатывают с Калининградской ТПП и Союзом переработчиков отходов региона. В ближайшие дни по новым правилам будет оформлена первая отправка изделий из вторсырья, оценим этот процесс, - подчеркивает глава министерства Дмитрий Кусков. Есть и ещё одна проблема. Новые правила касаются только готовой продукции. А мусор, раздельно собранный на территории области, до сих пор остается «невыездным», что сдерживает развитие множества социальных инициатив бизнеса. Яркий пример - экологический проект «Зеленое дело», благодаря которому калининградцы могут сдать на переработку полезные отходы весом более пяти килограммов, не выходя из своих квартир. До 2018 года наши экомобили вывозили все виды макулатуры, полиэтилена и пластика, - рассказывает руководитель проекта Олег Пауков. - То, что не перерабатывалось в Калининградской области, уходило в другие субъекты РФ.? После 2018 года мы вынуждены были ограничиться отходами, востребованными на территории Калининградской области. А таковых немного. Я очень надеюсь, что в ближайшее время таможня перестанет относить калининградские отходы к иностранным товарам.

Это избавит наши полигоны от вторсырья, которое нельзя переработать внутри региона, но можно превратить во что-то полезное в других субъектах РФ. Но почему бы в эксклаве не активизировать переработку «невыездных» отходов? Как поясняют эксперты, продукция из вторсырья практически всегда стоит дороже аналогов из первичного сырья. Калининградцам и раньше было непросто конкурировать со своими товарами на российском рынке, а когда к себестоимости добавились таможенные пошлины, рентабельность стала отрицательной. Из-за этого, в частности, в регионе закрылись несколько предприятий по переработке покрышек, ушло полистирольное направление. Что касается европейского рынка, в странах Евросоюза существуют различные льготы и квоты для местных переработчиков отходов. За счет мер поддержки европейские товары, в том числе произведенные из калининградских отходов, стоят дешевле калининградских товаров. Неудивительно, что игроки рынка рециклинга российского эксклава предпочитают продавать вторсырье, не инвестируя в производство конечной продукции.

Но есть и исключения. Предприятие, которое возглавляет Святослав Лавриненко, запускает линию по переработке стекла и выпуску стеклобетона. Раньше этот вид отходов в Калининградской области вообще не использовался, занимая немало места на полигонах. Мы готовы производить множество изделий, которые используются при благоустройстве населенных пунктов, - продолжает Святослав Лавриненко. - Это и лавочки, и различные малые архитектурные формы, и контейнерные площадки. Если продавать их в розницу, продукция будет стоить дороже аналогов из обычного бетона. Но при наличии массового спроса себестоимость изделий из стеклобетона существенно снизится. Поэтому очень важна поддержка на уровне региона, федерального центра, различные квоты и преференции в рамках мероприятий с участием госбюджета. О том, что система рециклинга нуждается в поддержке, говорит и пример Олега Паукова. В 2019-м власти региона и Калининграда на условиях софинансирования закупили контейнеры для пластика, металла и бумаги. Их установили на 60 действующих контейнерных площадках. Конкурс на вывоз и дальнейшую сортировку вторсырья выиграло «Зеленое дело».

Изначально мы не должны были получать плату от регионального оператора, - рассказывает Олег Пауков. - Предполагалось, что проект окажется в выигрыше за счет того, что на сортировку будет поступать больше вторсырья. Но началась пандемия, цены на сырье на калининградском рынке снизились в два раза, и деятельность по обслуживанию городских контейнеров стала убыточной. Какое-то время мы покрывали убытки за счет доходов от нашей текущей деятельности - вывоза отходов из домов и офисов. Однако в результате «Зеленое дело» едва не стало банкротом. К счастью, ситуацию удалось урегулировать. Неравнодушные горожане и предприниматели поддержали проект деньгами, а регион объявил о выделении субсидий компаниям, обслуживающим региональную систему раздельного сбора отходов. Мы планируем подать заявку на этот конкурс.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.