АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Склады «поумнели»: как рост E-commerce запустил развитие складской инфраструктуры04.09.2020
Рост объема российского рынка онлайн-торговли, по данным аналитиков, наблюдался ещё задолго до вспышки COVID-19, а с введением жестких ограничений количество заказов через Интернет в некоторых компаниях возросло кратно. Это стало причиной серьезных инфраструктурных изменений в складском секторе. Взрывной всплеск электронной коммерции приводит к трансформации внутренних процессов, логистические услуги и склады вынуждены адаптироваться, чтобы отвечать новым вызовам. Борис Ашмарин, генеральный директор компании-производителя полимерных изделий «Бипласт», рассказал об автоматизации складской инфраструктуры и новых тенденциях в логистике. Правильная локация. Первым и немаловажным качеством склада является его расположение. Конкурентным преимуществом для каждого ритейлера как в online, так и в offline-сфере является способность сохранить целостную комплектацию заказа и при этом быстро доставить его потребителю. Несколько лишних километров в пути, неудобно расположенные подъездные пути к складу, непродуманная логистика и оснащение склада или загроможденный терминал отгрузки товара - все эти факторы увеличивают длительность доставки от нескольких часов до нескольких дней. В B2B-сегменте производителям, расположенным на большом отдалении от торговых точек и отгружающим большое количество товаров единовременно, следует размещать склады вдоль основных магистралей и оборудовать стоянку для грузовых машин. Слаженная команда специалистов клиентского отдела и операторов склада произведет загрузку в кратчайшие сроки, максимально используя объем фуры и не повредив заказ. Ритейлерам, отгружающим большое количество мелких заказов в течение дня, наоборот, стоит задуматься о переносе склада в городскую черту. Ключевую роль в процессах доставки может сыграть и качество дорог, бизнес в данной сфере должен сотрудничать с органами местного самоуправления, отвечающими за качество асфальтового покрытия. Автоматизация. Следующий шаг в совершенствовании инфраструктуры склада - его автоматизация. На складах компаний за рубежом остается все меньше «живой» рабочей силы. Нельзя сказать, что человек на складе - редкость, однако и роботы уже не считаются экзотикой. Автоматизируется буквально все: если несколько лет назад компания Linde испытывала первые беспилотные погрузчики и их способность находить и перемещать крупногабаритные грузы, то сейчас на складах IKEA и Amazon можно встретить роботов-кладовщиков, работающих с отдельными небольшими товарами. Стоимость создания подобного склада велика: необходимо разработать проект, до мелочей учитывающий специфику складируемого груза, найти или создать подходящую технику, разработать соответствующее программное обеспечение, а затем поддерживать все в работоспособном состоянии. В свою очередь, отказ от использования ручного труда исключает риск человеческой ошибки или невнимательности, устраняет возможность пересортицы и задержки сбора и отправки груза. Часто за необходимостью создания автоматизированного многоярусного склада, наполненного дорогой электроникой и сложными инженерными решениями, стоит желание компаний сэкономить на ручном труде. В странах, где заработная плата кладовщика может достигать 3000 евро, порой дешевле и выгоднее «нанять» робота, чем оплачивать работу человека, который к тому же уходит в отпуск, имеет выходные и может заболеть. В России склады подобного типа ещё не слишком распространены. В нашей стране ручной труд относительно дешев, и поэтому окупаемость «традиционного» склада гораздо выше автоматизированного. Однако подвижки в этом вопросе имеются и у нас. «Акрихин», «Нижфарм», «Катрен» - эти крупные компании имеют собственные автоматизированные склады. Роботов на них запустили именно потому, что обрабатываются большие объемы товарооборота, а продукция требует особо бережного обращения и крайне чувствительна к ошибкам или небрежности при складировании. Автоматизированные «умные» склады применяются компаниями, специализирующимися как на офлайн-торговле, так и интернет-магазинами. Разница заключается в подходах к ним. Если крупному офлайн-ритейлеру нужно в основном заботиться о том, как отгружать товары большими партиями и доставлять их, то интернет-площадки больше нуждаются в «магазинах последней мили». Иными словами, в первом случае речь обычно идет о крупной таре, в которую может быть упаковано множество сколь угодно мелких единиц, распаковка и продажа которых уже будет заботой конечной точки. Онлайн-торговля же специализируется в основном на продаже именно отдельного, штучного товара (иногда - небольших партий или в компановке нескольких штучных товаров в одну посылку). Поэтому решения для складов будут отличаться. В первом случае не так важно, откуда и как именно доставлять товар. Чаще всего поставки оптом согласуются заранее и совершаются размеренно, а штучно товар на полку магазина поставит уже непосредственно продавец-консультант. Значит, достаточно иметь крупный склад, с которого можно отправлять транспорт на максимально удаленные расстояния, главное, чтобы затраты на перевозку не были больше стоимости нового, более удачно расположенного склада. Не менее важный фактор, который нужно учитывать при хранении товаров на крупном отдаленном складе, - это тара, в которой хранится продукция. От её качества зависит продуктивность работы склада и сохранность товара. Статистика показывает, что наличие качественной тары без внешних дефектов позволяет увеличить эффективность производственных процессов. При таких условиях даже через 5-10 лет замене будет подлежать лишь 1-1,5% такой упаковки. Лучше всего, когда тара изготавливается в формате процессинга, под конкретные потребности заказчика. Для этого у их производителя должны иметься мощности, позволяющие изготовить ящики разной величины и различного предназначения как крупных форматов, так и очень маленькие и хрупкие, почти ювелирные, экземпляры, требующие деликатного смыкания. И желательно, чтобы имелась собственная R&D-служба, которая дает возможность по чертежам заказчика или самостоятельно заказывать пресс-формы для производства тары именно той конфигурации, которая необходима на конкретном складе. Например, у «Бипласта» в парке более 60 термопластавтоматов различной силы смыкания. Для современных технологичных складов качественная и точно подобранная тара дает возможность осуществлять бесперебойную работу. Когда речь заходит про онлайн-торговлю, акценты смещаются. Потребитель ждет быстрого, почти мгновенного, исполнения своего заказа, причем с максимальной точностью. В период пандемии неповоротливость традиционного метода сбора заказов (концентрация всего товара на удаленных складах и ручной отбор каждой единицы) проявилась в полной мере. Поэтому складам «последней мили» уделяется повышенное внимание, а на первый план выходит возможность работать почти без перерывов, не снижая концентрации внимания. Роботизированные решения, основанные на технологиях Big Data, подходят для такой работы как нельзя лучше, а использование единообразной тары для сбора, упаковки или транспортировки заказов является необходимым условием эффективной работы склада. * * *. Подводя итог, можно сказать, что драйверами развития технологий автоматизированного склада и логистики в текущих условиях могут стать как раз предприятия, специализирующиеся на онлайн-торговле - именно им в первую очередь нужны бесперебойность и аккуратность в выполнении постоянно возникающих новых заказов. А учитывая постепенно растущую стоимость труда в России, наша страна имеет все шансы наверстать временное отставание в этой области и выбиться в лидеры.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |