АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

ФТС отвечает на вопросы: защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности

30.08.2020
ФТС отвечает на вопросы: защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности

Руслан Витальевич Штыка, заместитель начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России. Заместитель начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Руслан Витальевич Штыка ответил на вопросы, поступившие в ходе подготовки и проведения вебинара 10.08.2020 г. 1. Является ли разрешение правообладателя на ввоз продукции с товарными знаками из Реестра обязательным условием для подачи ДТ? Или возможно подать ДТ без этого разрешения с последующей приостановкой таможней выпуска данного товара до самостоятельного получения таможней ответа от правообладателя? Поясню - не все представители правообладателя идут на контакт. Некоторые отвечают, что работают только с таможней по её офиц. запросам, т.е. заранее, до подачи ДТ, получить разрешение нашим поставщикам невозможно.

Р. В. Штыка: Согласно праву ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры в декларации на товары указываются сведения о товарных знаках, размещенных на декларируемом товаре, а также представляются сведения и (или) документы, подтверждающие соблюдение исключительных прав правообладателя на использование товарного знака. В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации правомерно товарный знак может использоваться правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, например, получив надлежащим образом оформленное согласие правообладателя на использование товарного знака. Отсутствие в декларации на товары сведений о соблюдении импортером исключительных прав правообладателя приведет к приостановлению срока выпуска товаров, в рамках которого правообладатель (его представитель) будет уведомлен об обнаруженных таможенным органом признаках нарушения прав интеллектуальной собственности.

2. Компания имеет зарегистрированный товарный знак в соответствии с Мадридским Протоколом. С целью защиты прав ИС, данный знак был включен также в таможенный реестр ОИС. Подскажите, пожалуйста, каким образом происходит защита товарного знака, если третье лицо-импортер намеренно не укажет в ДТ название нашего товарного знака. Есть ли у правообладателя какие-либо дополнительные возможности по защите своих прав? Р. В. Штыка: Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрена гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации. Правообладатель в зависимости от ситуации (признаки нарушения выявлены в гражданском обороте или в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем) и характера нарушения (незаконное нанесение средств индивидуализации, воспроизведение объекта авторского права или «параллельный импорт») может обратиться за защитой своих прав в таможенные органы, органы МВД России или в суд в гражданско-правовом порядке.

3. Согласно части 1 статьи 328 289-ФЗ правообладатель при наличии у него достаточных оснований нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности вправе подать заявление в ФТС России о включении какого-то соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. При этом частью 4 статьи 328 289-ФЗ определено, что заявление подается в отношении одного объекта интеллектуальной собственности. Частью 6 той же статьи 289-ФЗ установлено, что к заявлению прилагается среди прочих документов обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда. Ввиду того, что из формулировок Административного регламента №131 от 28.01.2019 (далее - АР) не совсем понятна аббревиатура ОИС (п.1 - объекты, п.18 - объект) можно ли пояснить следующее: 1) вправе ли один правообладатель в отношении принадлежащих ему 5-ти товарных знаков подать одно заявление о включении всех их в таможенный реестр, или он должен подать 5 самостоятельных заявлений о включении в таможенный реестр каждого из этих 5-ти товарных знаков; 2) должен ли правообладатель в случае подачи 5-ти заявлений прикладывать к каждому из этих 5-ти заявлений 5 самостоятельных обязательств о возмещении имущественного вреда с оригинальными подписями или достаточно (в силу п. 22 АР) оформить одно обязательство на все 5 товарных знаков с оригинальной подписью и приложить его к одному из 5-ти заявлений, а к каждому из остальных 4-х заявлений приложить копии этого обязательства. 2. Должен ли правообладатель, который подает заявления в ФТС России о включении ОИС в таможенный реестр, каждый раз к каждому заявлению подавать документы, предусмотренные абзацами 1,2,4-6 п. 21.1 АР, либо достаточно их подать один раз, т.к. они формируются в папке (досье) таможенного органа (ФТС России) на данного правообладателя, и в дальнейшем могут использоваться их копии (по общему принципу - как уже имеющиеся в делах таможенного органа).

Р. В. Штыка: Согласно законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности подается в отношении одного объекта интеллектуальной собственности. Заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом (Приказ ФТС России от 28.01.2019 №131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»), и к нему должны прилагаться документы, перечисленные в Административном регламенте в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности. При этом документы представляются в виде оригиналов или копий, заверенных лицом, их подавшим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо засвидетельствованных в нотариальном порядке, или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью лица, представившего документы, с использованием Личного кабинета.

При представлении заверенных заявителем копий документов их оригиналы могут быть запрошены ФТС России в целях проверки содержащихся в них сведений. 4. Пунктом 6 статьи 384 ТК ЕАЭС предусмотрен порядок защиты прав на ОИС в виде наименований мест происхождения. Каким НПА регламентирован такой порядок? Р. В. Штыка: Меры, принимаемые таможенными органами для защиты прав на наименования мест происхождения товаров, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, не отличаются от мер, принимаемых в отношении товаров, содержащих включенные в таможенный реестр товарные знаки. Указанные меры регламентированы статьями 124 и 384 Таможенного кодекса ЕАЭС, статьями 112 и 113, главой 57 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). При этом Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что Евразийская экономическая комиссия определяет порядок принятия таможенными органами мер по защите прав на наименования мест происхождения товаров, которые включены в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-члeнов ЕАЭС. В настоящее время такой порядок не определен.

ФТС отвечает на вопросы: защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности

5. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров, содержащих ОИС приостанавливается в случае обнаружения таможенным органом признаков нарушения прав правообладателя. Т.к. основание всего лишь ПРИЗНАК, а имущественный ущерб в случае не подтверждения факта нарушения прав декларанту возмещает правообладатель, прошу пояснить, каким образом выявляются признаки нарушения прав правообладателя? Р. В. Штыка: Признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности выявляются таможенными органами с использованием информации, представляемой правообладателем (его представителем) при получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (сведения о лицах, уполномоченных на оборот оригинальной продукции, характеристики оригинальной и контрафактной продукции и другое), а также на основании аналитической работы, межведомственного взаимодействия и международного таможенного сотрудничества, результаты которых применяются в системе управления рисками.

6. Вопрос по срокам приостановления выпуска: статья 124 ТК ЕАЭС и статьи 112 и 113 ФЗ-289: с какой даты или с наступления какого события рассчитывается срок приостановления выпуска 10/7 дней? В соответствии со статьей 124 максимальный срок приостановления выпуска - 20 рабочих дней, по статье 112 - 20 рабочих дней, а по статье 113 - 17 рабочих дней? Если правообладатель не выходит на связь, не отвечает на запросы? Срок выпуска возобновляется и при отсутствии прочих оснований для отказа в выпуске, товар выпускается? Р. В. Штыка: Решение о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, принимается до истечения срока выпуска товаров, который в соответствии с правом ЕАЭС не должен превышать 4 часов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 119 Таможенного кодекса ЕАЭС. По истечении срока приостановления срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (если объекты включены в таможенный реестр - 10 рабочих дней, если нет - 7 рабочих дней), срок выпуска таких товаров возобновляется, за исключением ситуаций когда:
- срок приостановления срока выпуска товаров продлен по заявлению правообладателя (его представителя) и при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
- срок приостановления срока выпуска товаров отменен до его истечения по основаниям, предусмотренным правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
- таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию.

7. Особенности использования инструмента ТРОИС на практике. Р. В. Штыка: Данные таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также дополнительные сведения, представляемые правообладателем (его представителем) при получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» используются в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов Российской Федерации для автоматизированного таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Кроме того данные таможенного реестра используются таможенными органами для взаимодействия с доверенными лицами правообладателей при приостановлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры, а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и пересечении пересылки контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях, и в иных служебных целях. 8. В соответствии со статьей 113 289-ФЗ может быть приостановлен срок выпуска товаров, содержащих ОИС, но НЕ включенных в ТРОИС. В чем тогда целесообразность для правообладателя включать ОИС в ТРОИС и оформлять страховку, если таможенные органы и так принимают меры по защите прав таких ОИС (не включенные в ТРОИС)? При приостановлении выпуска в соответствии со статьей 113, кто возмещает декларанту имущественные расходы, если правообладатель отказывается подавать заявление на включение ОИС в реестр после уведомления от таможенного органа о возможном нарушении его прав? В каких источниках содержится информация о ОИС, не включенных в ТРОИС, но обладающих правовой охраной?

Р. В. Штыка: Основные отличия положений статей 112 и 113 Федерального закона, предусматривающих приостановление срока выпуска товаров, заключаются в следующем:
- различается срок приостановления срока выпуска товаров (если объекты интеллектуальной собственности включены в таможенный реестр - 10 рабочих дней, если нет - 7 рабочих дней);
- срок выпуска товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности, не включенный в таможенный реестр (статья 113 Федерального закона), может быть приостановлен только один раз;
- различны условия продления срока приостановления срока выпуска товаров. 9. Правильно ли я понимаю, что при приостановлении срока выпуска на 10-20 рабочих дней, отказ в выпуске ДТ по истечении срока выпуска ДТ установленного пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС не будет? Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 6. 10. Если нужно защитить свой товарный знак при ввозе товара в другую страну, то нужно включать товарный знак в таможенный реестр другой страны? Р. В. Штыка: Охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности имеют территориальный принцип действия. Соответственно, если требуется получить охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности на территории иностранного государства необходимо руководствоваться зарубежным законодательством.

11. Есть ли ответственность правообладателя за непредоставление на запросы таможенных органов разрешений на ввоз товаров параллельными импортерами. Таможенные органы для каких целей составляют статистику для вышестоящих органов по количеству ответов правообладателя? Р. В. Штыка: Документы, подтверждающие соблюдение исключительных прав правообладателя, представляет в таможенный орган декларант (не правообладатель или его представитель). Доверенное лицо правообладателя, получая уведомление от таможенного органа о приостановлении срока выпуска товаров, может направить в ответ просьбу отменить решение о приостановлении срока выпуска товаров (в связи с тем, что не усматривает нарушения прав интеллектуальной собственности), либо информировать о наличии признаков незаконного нанесения средства индивидуализации (незаконного воспроизведения объектов авторского права или смежных прав), либо представить документы, подтверждающие наложение на товары ареста (как меры обеспечения гражданского иска), а также направить просьбу о продлении срока приостановления срока выпуска товаров (при соблюдении установленных законодательством условий).

В целях исключения причин нереагирования доверенных лиц правообладателя на уведомления таможенных органов о приостановлении срока выпуска товаров ФТС России ведет учет таких фактов и рассматривает их на заседаниях рабочей группы с Ассоциацией производителей фирменных торговых марок «Русбренд». 12. В соответствии с частью 7 статьи 124 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности не включенные в ТРОИС без заявления правообладателя? Р. В. Штыка: В развитие пункта 7 статьи 124 Таможенного кодекса ЕАЭС статьей 113 Федерального закона предусмотрено право таможенных органов приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (полномочия «ex-officio»). 13. Если товарный знак есть в Роспатенте, но нет в ТРОИС, может ли таможенный орган запросить у декларанта разрешение от правообладателя на ввоз товара? Р. В. Штыка: Таможенный орган при обнаружении признаков нарушения прав на объект интеллектуальной собственности, не включенный в таможенный реестр, имеет право в соответствии со статьей 113 Федерального закона приостановить срок выпуска товара, на котором указанный объект интеллектуальной собственности размещен, и уведомить об этом правообладателя (его представителя).

14. Как получить подтверждение о факте ввоза контрафактного товара для включения товарного знака в ТРОИС, если досмотра не делают, так товарный знак не в ТРОИС. Какие документы являются подтверждением имеющихся нарушений, для включения товарного знака в ТРОИС, где указан такой перечень для таких документов? Р. В. Штыка: Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт нарушения прав на объект интеллектуальной собственности, не утвержден. Такими документами могут выступать судебные акты, подтверждающие факт нарушения прав на объект интеллектуальной собственности при перемещении товара через таможенную границу и принятые по результатам возбуждения дела об административном правонарушении, уголовного дела, подачи гражданского иска. Также документальным подтверждением «достаточных оснований правообладателя полагать, что может иметь место нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или вывозом товаров из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем» (Статья 328 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ) могут являться результаты контрольных закупок или иных мероприятий фиксирующих факт реализации на территории Российской Федерации контрафактных товаров, произведенных за рубежом.

При получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» заявитель может представить имеющуюся информацию о получателях/отправителях (декларантах) товаров, перемещение которых через таможенную границу осуществлялось с нарушением его прав интеллектуальной собственности. Указанная информация будет проверена с использованием информационных ресурсов ФТС России и в случае её подтверждения - использована при предоставлении государственной услуги. 15. Организация ввозит комплектное оборудование не входящее в ТРОИС, однако часть компонентов этого оборудования включены в Реестр. Правомерно ли со стороны таможенного органа приостанавливать выпуск? Р. В. Штыка: Правом ЕАЭС предусмотрено, что как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, меры защиты внутреннего рынка.

Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, которые размещены на декларируемом товаре и которые индивидуализируют данный товар в целом, а не в отношении его составных частей или компонентов. Если таможенному органу декларируются отдельные компоненты продукции как самостоятельный товар и они содержат объекты интеллектуальной собственности, в отношении таких товаров будут также применяться меры по защите прав интеллектуальной собственности. 16. В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования применяется ли защита объектов ИС, если товар перемещается в единичном экземпляре (например, оригинальная куртка со знаком «ADIDAS»), требуется ли в этом случае согласие правообладателя? Р. В. Штыка: Меры по защите права на объекты интеллектуальной собственности принимаются таможенными органами при помещении товаров под таможенные процедуры, при совершении таможенных операций с международными почтовыми отправлениями (в целях пресечения пересылки контрафактных товаров), а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

В соответствии с правом ЕАЭС товары для личного пользования выпускаются таможенным органом в свободное обращение без их помещения под таможенную процедуру (за исключением ситуации когда товары, перемещаемые физическим лицом (доставляемые в адрес физического лица), не отнесены к товарам для личного пользования). Таким образом, в отношении оригинальных товаров для личного пользования, не помещаемых под таможенную процедуру, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами не принимаются. 17. Как на практике реализуется право первичной приостановки товаров с нанесенными товарными знаками до включения в ТРОИС в рамках статьи 113 №289-ФЗ? Р. В. Штыка: Полномочия «ex-officio» реализуются таможенными органами в соответствии со статьей 113 Федерального закона. 18. Каким образом сведения из ТРОИС распространяются на таможенные органы стран ЕАЭС? Р. В. Штыка: Таможенные службы государств - члeнов ЕАЭС администрируют национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, которые применяются таможенными органами того государства - члeна ЕАЭС, на территории которого совершаются таможенные операции.

Правом ЕАЭС предусмотрен Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-члeнов ЕАЭС, ведение которого осуществляет Евразийская экономическая комиссия (Решение Коллегии ЕЭК от 06.03.2018 №35). Единый таможенный реестр начнет «работать» после обеспечения технической готовности участников информационного взаимодействия (Евразийская экономическая комиссия, таможенные службы государств - члeнов ЕАЭС), предусмотренной регламентом его ведения. 19. Рассматривает ли ФТС возможность дополнение видов объектов интеллектуальной собственности в статью 334 289-ФЗ (в первую очередь имеется в виду изобретения и промышленные образцы)? Р. В. Штыка: В ближайшей перспективе планируется расширить перечень объектов интеллектуальной собственности, защищаемых таможенными органами, путем включения в него географических указаний. 20. В случае введения в оборот продукции с товарным знаком, не прошедшей таможенной «очистки», возможно ли привлечение ФТС для пресечения реализации такой продукции?

Р. В. Штыка: Товары, незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, либо выпуск которых не произведен в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, должны быть задекларированы таможенным органам в порядке предусмотренном статьей 104 Федерального закона. При совершении таможенных операций с такими товарами таможенные органы примут меры, направленные на обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. 21. Можно ли в качестве сведений о выявленных случаях нарушения прав правообладателя рассматривать и представлять в ФТС документы (при подаче заявления о включении товарного знака в ТРОИС), подтверждающие текущее рассмотрение судом заявления полиции о нарушении импортером прав правообладателя? То есть решение по делу ещё не принято. Можно ли рассматривать это как потенциальный риск? Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 14. 22. Когда будет единый ТРОИС для всех стран ЕАЭС? Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 18. 23. Как включить товарный знак в реестр ТРОИС без документальных подтверждений о ранее имевших место нарушениях (и зачем это требование вообще необходимо для внесения товарного знака в ТРОИС)?

Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 18 Дополнительно следует отметить, что указанное требование установлено Федеральным законом, аналогичное положение в отношении Единого таможенного реестра содержится в Таможенном кодексе ЕАЭС. Причиной законодательного закрепления указанных норм стали международные обязательства, предусмотренные Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (г.Марракеш 15.04.1994). Данными нормами руководствуются не только ФТС России и таможенные службы государств - члeнов ЕАЭС, но и таможенные администрации всех стран-участниц ТРИПС (ВТО). 24. Чем принципиально отличаются реестр товарных знаков ТРОИС от реестра товарных знаков Роспатента (ФИПС)? Зачем дублирование одного общего Федерального реестра товарных знаков реестром ТРОИС (например, Роспотребнадзор и УЭБ и ПК МВД своих дополнительных реестров не ведут, как ФТС России, а используют ФИПС)? Имеют ли для ФТС России юридическое и практическое значение товарные знаки из Реестра ФИПС, и каким образом ФТС России обеспечивает охрану товарных знаков, включенных в реестр ФИПС и при этом не включенных в реестр ТРОИС?

Р. В. Штыка: В реестры Роспатента включены товарные знаки, которым в соответствии с гражданским законодательством предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации. Факт регистрации в реестрах Роспатента позволяет использовать ряд государственной инструментов их защиты: обращение правообладателя в суд в гражданско-правовом порядке, обращение с заявлением в органы МВД России, в ФТС России. При этом таможенные органы для организации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности применяют нормативно закрепленные взятые из международной практики специализированные механизмы: таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (глава 57 Федерального закона), приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые включены в таможенный реестр (статья 112 Федерального закона), и полномочия «ex-officio» (статья 113 Федерального закона).

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.