АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
«Индекс «Платона»: как дальнобойщики выезжают из пандемии29.07.2020
Данные госсистемы помогли объективно оценить влияние коронавируса на рынок автомобильных грузоперевозок. На фоне паники в начале пандемии автомобильные грузоперевозки вместе с другими отраслями экономики прошли и через ажиотажный спрос, и через падение объемов. Общий пробег грузовиков по федеральным трассам начал возвращаться к «докоронавирусным» значениям лишь летом. К концу июля разрыв с показателями 2019-го сократился до 8%, сразу на 12 процентных пунктов улучшившись по сравнению с апрелем, сообщил гендиректор «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС, компания-оператор госсистемы «Платон») Антон Замков. Причиной турбулентности в апреле-мае, считают эксперты, стала неразбериха с пропускным режимом для фур в регионах и правилами мониторинга здоровья водителей. Для анализа состояния отрасли в этот период правительство использовало данные «Платона»: статистика системы, по мнению представителей логистического бизнеса, отражает объективную картину происходящего. Аграрии в плюсе. Прогнозные значения на июнь и июль, основанные на анализе статистики госсистемы «Платон», полностью подтвердились - ситуация улучшается с каждым месяцем, отметил Антон Замков. Если в июне сокращение пробега большегрузов составило порядка 11% к аналогичному периоду прошлого года, то июль демонстрирует дальнейшее восстановление, на сегодня снижение около 8%, - пояснил глава РТИТС. По его мнению, есть все основания ожидать дальнейшего роста показателей экономической активности автомобильных грузоперевозчиков. По данным госсистемы, быстрее других восстанавливаются перевозки сельхозпродукции: в мае и июне они показали рост на 1% по отношению к аналогичным периодам 2019 года, а в июле аграрии были в плюсе уже на 5%. Превысила прошлогодние показатели и строительная отрасль, прибавив в мае на 7% и на 4% в июне и июле. С опережением значений 2019-го работали во втором летнем месяце логисты и перевозчики сборных грузов (+2%), а также грузоперевозчики из добывающей промышленности (+2%) и ритейла (+4%). Максимальное падение перевозок 12-тонниками произошло в апреле - в этом месяце оно составило -19,8%. Подтверждают эту статистику и оценки министерства транспорта России. Объем перевозок грузов автотранспортом внутри страны в марте-апреле этого года снизился на 29%, информировалранее глава Минтранса Евгений Дитрих. Проверка вирусом. Пандемия коронавируса стала настоящим испытанием на прочность для транспортно-логистической отрасли не только в России, но и по всему миру, отметила исполнительный директор национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. Пока продовольственный сегмент оставался стабильным и даже демонстрировал рост в отдельные периоды ажиотажного потребительского спроса, перевозки непродовольственных товаров, а также промышленных грузов сокращались двузначными темпами, - констатировала она. По данным СЭЛ, пик падения был зафиксирован в самом начале пандемии, когда на границах только вводились карантинные меры - он составил порядка 25%. В это же время приостановили работу большинство компаний в Евросоюзе и России, а в регионах частично закрылись границы регионов для грузового транспорта. Самым тяжелым были апрель - начало мая, пока была паника, неразбериха с запретом на деятельность, правилами перемещения, пропускным режимом, - пояснила Ольга Федоткина. В первые месяцы лета, по оценкам Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики, российский рынок перевозок смог восстановиться во многом благодаря отложенному спросу. Объективный взгляд. Состояние рынка грузоперевозок и уровень экономической активности в стране в период самоизоляции с помощью данных «Платона» анализирует правительство России.. На основе цифровых данных, передающихся с двенадцатитонников, Минэкономиразвития разработало индикаторы оперативного мониторинга ситуации с коронавирусом и ежедневного расчета индекса экономической активности. Этот индекс основан на шести оперативных показателях: потреблении электроэнергии, перевозка грузов (по информации системы «Платон»), погрузка на железнодорожном транспорте, оборот предприятий торговли и услуг (по данным контрольно-кассовой техники), экспорта и импорта товаров (по оперативной информации таможни). Об этом глава ведомства Максим Решетников в мае сообщал президенту на совещании по поддержке экономики и социальной сферы. Заменить бумажную пропускную системугрузовиков в регионах и использовать бортовые устройства «Платона» предложили перевозчики, чтобы обеспечить в период инфекционной вспышки бесперебойную доставку продуктов и товаров первой необходимости. Протестирована она была во время чемпионата мира по футболу в 2018 году на иностранных автобусах. На территорию 11 городов-организаторов мундиаля могли въезжать только транспортные средства, оснащенные бортовыми устройствами «Платон». Их маршруты в онлайн-режиме передавались надзорным службам и в специально созданную транспортную дирекцию, рассказал председатель межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак. В«Платоне» уже есть все маршруты более 1,3 млн грузовиков, данные полумиллиона перевозчиков. Полученная статистика важна для оценки соответствия критериям при оказании финансовой помощи автотранспортным предприятиям, пострадавших в течение пандемии, - считает председатель МОЭС. Кроме того, сведения госсистемы дают точную статистику о количестве грузовиков, ежедневно пересекающих государственную границу. Эти данные позволяют оценить экспорт и импорт товаров грузовым автотранспортом, подчеркнул гендиректор РТИТС Антон Замков. Масочный спрос. Автомобильные грузоперевозки в России с наступлением глобальной пандемии прошли одновременно через высокий спрос, отмечает гендиректор компании «Рустранс-спедишн», руководитель департамента международных автоперевозок ассоциации ведущих автотранспортных операторов (АВАТО) Кондратий Гайкевич. В апреле и мае мы, наоборот, зафиксировали локальные пики спроса и соответствующий рост грузоперевозок по сравнению с 2019 годом, - рассказал он. - Для этого проявили гибкость и высокую готовность бизнеса к новым рискам в виде пандемии. При этом появились новые и срочные заказы на международные перевозки, в частности, на транспортировку медицинских масок и других актуальных в начале эпидемии товаров. Однако, по оценке АВАТО, рынок до сих пор находится в неопределенном состоянии: отдельные перевозчики восстанавливают объемы после спада в апреле, другие после периода высокого спроса в ожидании дальнейшего развития ситуации. По мнению Кондратия Гайкевича, показательной в этом плане может стать осень. Он также отметил, что для объективного анализа состояния рынка грузоперевозок во время вспышки COVID-19 логично и разумно использовать данные «Платона». Согласны с ним и коллеги-эксперты по логистической отрасли. Значимые цифры. Во время карантина система статистики «Платон» ещё раз подтвердила свою значимость, так как она позволяет собирать огромный массив полезных данных для государства и всего рынка грузоперевозок, считает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Андрей Ионин. Конкурентное преимущество России в том, что на отечественном транспорте уже созданы и функционируют несколько информационных инфраструктур с федеральным охватом. Это, в частности, «Платон», единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ) и другие системы Минтранса России, - перечислил Андрей Ионин. По его мнению, информационная инфраструктура успешно функционирует по всей стране и сегодня необходимо расширять её возможности под новые государственные задачи. Нужно создавать потребительские сервисы для бизнеса и граждан, обеспечить сопряжение между собой российских и зарубежных систем в интересах мультимодальных и трансграничных перевозок, - полагает аналитик. - В житейской аналогии - мы купили смартфон, на который пошли основные затраты, а теперь можем просто, быстро и относительно дешево устанавливать на него необходимые цифровые сервисы. СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ». Система взимания платы с грузовиков весом более 12 т «Платон» заработала на федеральных дорогах России 15 ноября 2015 года. Собранные средства поступают в федеральный бюджет и расходуются на ремонт дорожного полотна. Сейчас в системе зарегистрировано 580 тыс. перевозчиков и 1,34 млн грузовиков. За четыре с половиной года в бюджет страны поступило более 110 млрд рублей. На эти деньги отремонтировано более 2,7 тыс. км самых проблемных дорог в 40 городах и субъектах, свыше 30 мостов в 19 регионах страны. До 2022 года за счет средств, поступающих от «Платона», планируется привести в порядок 102 моста и расширить до четырех полос 600 км федеральных дорог.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |