АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Вагоны не влезают в Казахстан

16.06.2020
Вагоны не влезают в Казахстан

Страна ввела конвенцию на въезд подвижного состава из сопредельных государств. С 15 июня Казахстан ввёл бессрочный конвенционный запрет на ввоз порожних полувагонов на свою территорию из других государств. Решение АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ) связано с профицитом подвижного состава на собственной железнодорожной сети, повлёкшим перегруженность инфраструктуры. Также, как стало известно «Гудку», с 17 по 22 июня казахстанская сторона объявит конвенционный запрет на перевозку в Китай всех видов грузов, кроме перевозимых на фитинговых платформах или в составе контейнерных поездов. Как рассказал «Гудку» первый заместитель председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов, главная причина введения запрета - большое количество на сети порожних полувагонов, не востребованных к погрузке. «На нашей железнодорожной сети ежесуточно находится свыше 240 «брошенных» грузовых поездов, больше половины из которых состоят из порожних вагонов. Около 100 из них - из порожних полувагонов. Сейчас возобновляется пассажирское движение, и для нас стало затруднительно пропускать пассажирские и грузовые поезда, когда множество станций заняты пустыми вагонами.

Другим моментом, повлиявшим на принятие решения о введении запрета, стало начало летних путевых работ. Движение прерывается, мы сталкиваемся с необходимостью останавливать гружёные поезда, однако те станции, где мы могли бы это сделать, заняты порожними составами. В связи с этим мы были вынуждены объявить бессрочный конвенционный запрет, однако надеемся, что ситуация стабилизируется и в ближайшее время ограничения будут сняты», - пояснил он. Кроме того, как рассказал «Гудку» Канат Альмагамбетов, казахстанская сторона объявит о введении конвенционного запрета на перевозку всех видов грузов в Китай с 17 по 22 июня. «Исключением являются контейнерные поезда и фитинговые платформы, всё остальное мы запретим», - заявил он. «Подобная инициатива является дискриминационной по отношению к российским операторам, - считает исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. - Установление «Казахстан темир жолы» запретов на перевозку полувагонов всех собственников, за исключением принадлежности Казахстана, назначением на станции КТЖ не соответствует целому ряду международных договоров ЕАЭС. Если действительно существуют инфраструктурные ограничения, то они должны распространяться на всех участников рынка, независимо от принадлежности парка».

Как рассказал «Гудку» заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин, введение запрета сильно отразится на бизнесе российских операторов, поскольку их порожние вагоны зачастую прибывали в Казахстан для обратной загрузки после завершения транспортировки товаров в страны Средней Азии, не граничащие с Россией (Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия). «Тарифная политика Казахстана очень недружественно устроена по отношению к транзитному порожнему вагону. За возврат порожних вагонов транзитом через территорию Казахстана российские операторы заплатят существенно больше, чем если бы они загрузились в Казахстане и проследовали в Россию. Соответственно, операторы дают вагоны под погрузку в Казахстане не только для получения обратной загрузки, но и для снижения собственных расходов на порожний пробег, тарифы на который чрезвычайно завышены», - рассказал Денис Семёнкин. По его мнению, разница в стоимости аренды российского и казахстанского вагонов не являлась основной причиной введения конвенционного запрета. «Цена аренды российского вагона при отправке его из Казахстана в Россию в 1,5-2 раза ниже, нежели стоимость аренды казахстанского вагона - приблизительно 800 руб. за российский вагон и 1,5 тыс. руб. за казахстанский вагон», - рассказал Денис Семёнкин.

«Мы обеспокоены введением запрета на въезд порожних полувагонов, - рассказал «Гудку» заместитель генерального директора Первой грузовой компании по оперативной работе Александр Печурин. - Это ставит под угрозу поставки товаров из этой страны российским грузополучателям, а также исполнение обязательств по имеющимся контрактам. Сейчас отставленного от движения подвижного состава ПГК на территории Казахстана нет. В связи с принятым решением мы ожидаем пояснений от коллег из КТЖ, а также направили предложение в СОЖТ обсудить этот вопрос с участниками рынка. Со стороны ОАО «РЖД» и государства будет важна поддержка сформированной позиции операторов». «Напомню, что в начале января уже вводился подобный запрет (продлился более месяца. - Ред.), - говорит Алексей Дружинин. - СОЖТ обращался по этому вопросу в Минтранс, ФАС России, Росжелдор и ОАО «РЖД». Эти структуры направили обращение в адрес казахстанских органов власти, и проблема была решена. Сегодня мы вновь подготовили обращения в Минтранс и ФАС России. СОЖТ считает, что в сложившейся ситуации требуется реакция со стороны железнодорожной администрации РФ и ОАО «РЖД».

Денис Семёнкин также считает, что государство должно помочь российским операторам, поскольку, предоставляя вагоны в Казахстане и других странах, они осуществляют экспорт транспортных услуг. «Получается, они будут ограничены в данном виде экспорта. Российской стороной должны быть приняты симметричные меры, так как наши экономические интересы пострадали. Например, запретить погрузку порожних полувагонов казахстанских операторов в России. Если такие меры будут приняты, то Казахстан быстро образумится, поскольку в КТЖ пойдут сигналы от местных операторов об ограничениях прав», - считает Денис Семёнкин. Как рассказал «Гудку» начальник отдела пресс-службы и информации Министерства транспорта России Александр Волков, в настоящий момент ведомство не может предоставить какой-либо информации, касающейся введения ответных мер. Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора - директор по логистике СУЭК Денис Илатовский, компания осуществляет перевозки угля из Казахстана на Рефтинскую ГРЭС (тепловая электростанция в России, работающая на твёрдом топливе) собственным парком инновационных вагонов. «Это высокотехнологичная перевозка кольцевыми маршрутами. Мы планируем согласовать курсирование кольцевых маршрутов инновационных вагонов», - заявил он.

«Сейчас нами рассылается дополнительная телеграмма, в которой говорится, что полувагоны, курсирующие по кольцевым маршрутам, например перевозящие уголь в Россию, продолжат ездить беспрепятственно», - заключил Канат Альмагамбетов. Как ранее сообщали «Гудку» в Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», уведомлять администрации об ограничениях надо за четверо суток. Телеграмма от КТЖ была разослана 11 июня - как раз за четыре дня до ввода ограничений.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.