АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ | |||
|
Ростов: заполняемость складов может сократиться08.06.2020
Как отмечают участники рынка, складская недвижимость меньше всего пострадала от пандемии коронавируса, поскольку товары продолжали храниться на складах, а арендаторы платить за это. Арендодатели пошли навстречу наиболее пострадавшим клиентам, снизив им стоимость хранения на 10-30%. Руководители складских комплексов говорят о возросших издержках и некотором снижении объемов оказываемых услуг. Во многих логистических комплексах заполняемость остается прежней, но в скором времени может сократиться, в первую очередь в старых складах, не соответствующих современным запросам. По моим наблюдениям, складская недвижимость - это наименее пострадавший сегмент как для арендаторов, так и для арендодателей, поскольку арендаторы продолжали хранить свой товар на складе, соответственно, продолжали за это платить, - говорит директор АН «Парус» Максим Хмель. - Как показала практика, большинство арендаторов не прерывали работу: многие переключились на онлайн-торговлю и доставку. Деятельность предприятий, арендующих складские помещения в нашем комплексе, не попала в список ограничений, в связи с чем вопрос о пересмотре размера арендной платы не поднимался, - говорит директор ООО «ЮЛКОМ» Алексей Сергеев (площадь склада 9 тыс. кв.метров, класс В). - Однако снижение спроса на рынке товаров FMCG (товары повседневного спроса. - N) имеет место, но это скорее влияет на объем оказываемых нами логистических услуг. Мы рассчитываем, что после снятия ограничений спрос постепенно восстановится, что позволит предприятию вернуться к нормальному функционированию. ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» (СКЛП) располагает складами класса А под услуги ответственного хранения в левобережной промзоне Ростова (объем хранения 36 тысяч условных европалет). Основная масса наших поклажедателей обеспечивает население продуктами питания, товарами первой необходимости, в том числе средствами гигиены, поэтому мы активно работаем, несмотря на сложности, - говорит гендиректор предприятия Виктор Халын. - У нас есть совсем небольшой сегмент поклажедателей, которые не работали во время карантина. Поскольку наши услуги в части обработки товара не оказывались, соответственно, мы и не брали за них деньги. Что касается непосредственно хранения продукции, если мы видели, что движения товара не было совсем, мы шли навстречу и снижали стоимость хранения на 20-30%. Собеседник N отметил, что во время карантина накладные расходы компании возросли: По словам руководителя направления «КМ-Логистика» холдинга «КМ-Союз» Дмитрия Бедненко, в эти «каникулярные» месяцы компания работает практически в ноль. Мы считаем, что данная очень сложная экономическая ситуация касается абсолютно всех коммерческих и некоммерческих организаций - в частности, как наших арендаторов, так и нас, арендодателей, - комментирует он. - Поэтому при встречах и переговорах со всеми нашими арендаторами мы старались и призывали их быть максимально объективными. В итоге мы снизили ставки аренды от 10% до 25% и некоторым предоставили ещё и рассрочку в зависимости от тяжести ситуации, в которую они попали. Склады «КМ-Логистики» (23 тыс. кв.метров, класс В) расположены в черте города, среди товаров, хранящихся на площадях компании: автозапчасти, товары народного потребления, аккумуляторы, стройматериалы. Благодаря такому подходу заполненность осталась прежней, но мы продолжаем постоянно мониторить ситуацию каждого арендатора и понимаем, что подвижка будет: кто-то сократит площади, а кто-то будет вынужден и вовсе закрыться. Думаем, в нашем случае (удобно расположенные склады в черте города) сократятся 10-15% всех площадей. Безусловно, рынок будет сжиматься, - говорит Виктор Халын. - И в первую очередь произойдет отток клиентов из старых складских комплексов, которые не соответствуют современным запросам. Участники рынка соглашаются, что в Ростове ощущается нехватка качественных складских площадей. Как писал N, по итогам прошлого года донской рынок складов стал одним из лидеров по темпам развития: Ростов вошел в первую тройку по числу новых сделок в 2019 году (107,7 тыс. кв.метров). В большинстве городов России вакантность в складских комплексах достигла минимального уровня. Низкий уровень этого показателя связан с дефицитом предложения помещений класса А, что ведет к низкой ротации арендаторов и продлению контрактов в этих объектах. В Ростове уровень вакантности по итогам 2019 года составил 9 тыс. кв.метров. Как отмечает консультант по аренде коммерческой недвижимости компании «Капитал» Константин Поцелуев, достаточно большая часть рынка складской недвижимости Ростова - помещения 1960-1980-х годов постройки: По словам Максима Хмеля, сейчас есть заявки на аренду и покупку качественных складских площадей.
Другие новости:
|
||
Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC. © 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены. |