АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

РЖД наращивают объемы экспортных поставок через морские порты

27.04.2020
РЖД наращивают объемы экспортных поставок через морские порты

Драйвером роста на сети «Российских железных дорог» являются экспортные поставки, большая часть которых отправляется потребителям через морские порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока. С начала апреля зафиксировано увеличение на 59,7% транспортировки железной руды. В общей сложности за неполный месяц было отгружено более 1,8 млн тонн металлургического сырья, которое традиционно составляет значительную часть железнодорожных перевозок. Положительная динамика. По информации пресс-службы РЖД, с начала года было отгружено 37 млн тонн железной руды, из которых больше 8 млн тонн отправились к зарубежным потребителям. В частности, наращивание грузоперевозок отмечалось через припортовые станции Октябрьской железной дороги к морским хабам Северо-Запада. В апреле в этом направлении было отмечено четырехкратное увеличение - дополнительно отгружено около 200 тыс. тонн железной руды. Рост перевозок к южным портам через станции Северо-Кавказской железной дороги составил 63% - дополнительно отгружено больше 130 тыс. тонн металлургического сырья. Более чем на 35% была увеличена перевозка через пограничные переходы.

Положительная динамика отмечается и в грузоперевозках других товаров, как на экспорт, так и внутренним потребителям - зерна, минеральных и химических удобрений и т.д. В частности, с начала апреля было отгружено больше 3,3 млн тонн удобрений, что на 2,6% превышает показатели прошлого года за аналогичный период. Российские потребители получили больше 1,4 млн тонн - прирост составил 0,2% в сравнении с прошлым годом. В свою очередь экспортные поставки выросли на 4% и превысили 1,8 млн тонн. По данным федерального перевозчика, большая часть грузов отправлялась по железным дорогам, обслуживающим крупнейшие предприятия по производству удобрений. С начала апреля больше всего погрузок было на Свердловской железной дороге - 800 тыс. тонн. Около 400 тыс. тонн было доставлено по Северной железной дороге, 270 тыс. тонн - по Московской, 130 тыс. тонн - по Северо-Кавказской и 80 тыс. тонн - по Юго-Восточной. Всего же в этом году было перевезено 18,9 млн тонн минеральных и химических удобрений - прирост составил примерно 1%.

Почти в три раза вырос экспорт зерновых - за первую половину апреля отправлено больше 670 тыс. тонн. Если оценивать общие показатели, рост составил почти 70% - в общей сложности было перевезено больше 1,1 млн тонн. Устойчивый рост также отмечается в сегменте контейнерных перевозок. Во всех видах сообщений за первый квартал было доставлено потребителям примерно 1,3 млн контейнеров ДФЭ - на 13,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Лидеры экспорта. Другие важные экспортные направления РЖД - нефтяные грузы и уголь, которые также доставляются потребителям через морские порты. В первом квартале 2020 года в направлении морских терминалов по железной дороге было отгружено около 38,2 млн тонн угля - почти на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в порты Юга - 4,1 млн тонн (рост более чем на четверть), Северо-Запада -12,1 млн тонн (экспорт снизился на 6%), Дальнего Востока - больше 22,1 млн тонн (+1,1%). Нефтеналивных грузов за этот же период было перевезено около 23,3 млн тонн - на 1,7% больше, чем за первый квартал прошлого года. Из них к южным портам 8,4 млн тонн (-8%), морским терминалам Балтики - 12,8 млн тонн (+7,2%), Дальнего Востока - 2,2 млн тонн (+7,7%).

В целом в структуре экспорта на железнодорожной сети примерно половину составляет доля угля, на втором месте нефтяные грузы - 29,4%, черные металлы - 7,1% и удобрения - 5,5%. Что касается динамики перевозок, то данные РЖД следующие: в направлении портов Северо-Запада в первом квартале 2020 года проследовало 32,7 млн тонн грузов, Юга - 20,4 млн тонн, Дальнего Востока - 26,3 млн тонн. Прирост в сравнении с прошлым годом составил соответственно - 0,3%, 1% и 0,5%. Модернизация инфраструктуры нон-стоп. По мнению экспертов, увеличению экспортных поставок по всем направлениям в том числе способствовала модернизация инфраструктуры железных дорог, в рамках которой активно проводится расшивка «узких» мест на подходах к портам. Причем работы ведутся как на ближних, так и на дальних подходах к гаваням. Например, одним из важнейших инвестпроектов РЖД на сети Октябрьской железной дороги является «Комплексная реконструкция участка Мга-Гатчина-Вейнмарн-Ивангород». Проект должен улучшить транспортную доступность к одному из самых крупных портов на Балтике - Усть-Луге.

Стратегическое значение имеют и порты Азово-Черноморского бассейна. Для улучшения ситуации на этом направлении в 2014 году стартовал масштабный проект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна». К его завершению в 2025 году аналитики прогнозируют увеличение объемов перевозок в южном направлении почти на 50%. В настоящее время все подъездные пути к морским портам являются ключевыми элементами развития железных дорог, поэтому соответствующие инфраструктурные инвестпрограммы находятся под пристальным вниманием президента РФ Владимира Путина. Глава государства в майском указе 2018 года утвердил важнейшие для страны нацпроекты, направленные на развитие субъектов федерации и экономики в целом. Подразумевается, что решение инфраструктурных задач даст толчок росту экспортного потенциала.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.