АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Топливо для тёплых стран

22.04.2020
Топливо для тёплых стран

Российские экспортёры могут увеличить поставки угля на фоне пандемии. Пандемия COVID-19 привела к сокращению добычи и погрузки угля крупнейшими мировыми производителями. Однако позиции российских экспортёров остаются устойчивыми: производство не снижено, а ОАО «РЖД» продолжает транспортировку сырья. За счёт сохранения темпов добычи и доставки угля российские производители могут увеличить поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и закрепиться на развивающихся рынках сбыта в юго-западном направлении - Египет, Турция, Марокко. Экспортёры расширят присутствие на юге. «Российские угольные компании в той или иной степени присутствуют в большинстве стран, являющихся перспективными рынками, - рассказал «Гудку» старший редактор международного ценового агентства Argus Сергей Соколов. - Расширение присутствия сейчас зависит от спроса на уголь, конкуренции с производителями из других стран, а также ограничения транспортной инфраструктуры в самой России». Сегодняшним конкурентным преимуществом российских поставщиков можно считать то, что они не приостановили работу из-за эпидемии, как сделали угольщики ряда других стран.

Так, правительство ЮАР объявило карантин с 26 марта по 30 апреля, остановив работу крупнейшего южноафриканского угольного порта Ричардс-Бей. Крупнейшие колумбийские угольные компании, такие как Cerrejon, Drummond и Prodeco, с 24 марта также ограничили добычу угля и работу портов в связи с объявленным карантином, который продлится до 26 апреля включительно. Как отмечает Сергей Соколов, временное ограничение добычи угля в ЮАР и Колумбии, являющихся крупными экспортёрами, пока не обеспечило ощутимого преимущества российским поставщикам. Оно нивелировано падением спроса на рынках сбыта соответствующего угля, таких как Индия, где в настоящее время также объявлен всеобщий карантин. «В то же время на большинстве растущих рынков АТР Россия конкурирует с Австралией и Индонезией, а эти страны не сокращали добычу угля из-за пандемии COVID-19, - продолжает Сергей Соколов. - В целом перспективными для российских экспортёров на восточном направлении остаются Китай и Вьетнам, на юго-западном - страны Средиземноморья, такие как Марокко и Турция».

С этим мнением согласна директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (в актив которого входит АО «УК «Кузбассразрезуголь») Ирина Ольховская. По её словам, помимо основного экспортного направления российских производителей - стран Азиатско-Тихоокеанского региона - возможен рост поставок в южном направлении, в Марокко, Турцию и Египет. Так, по данным Argus, Египет начал закупать российский уголь в больших объёмах. Падение цен в течение нескольких месяцев и снижение ставок фрахта сделали его более выгодным по сравнению с поставками из США. В феврале поставки российского угля в Египет выросли до 87 тыс. тонн по сравнению с 49 тыс. тонн годом ранее, а за период с 1 по 16 марта страна импортировала уже 134 тыс. тонн российского угля по сравнению с 8 тыс. тонн за аналогичный период прошлого года. «Информация по рынкам каждый день меняется - один закрывается, другой открывается. К примеру, появилась информация, что открылась Турция, что она будет закупать больше угля, - и все сразу устремились в этом направлении», - рассказала «Гудку» директор по логистике московского представительства ПАО «Кузбасская топливная компания» Екатерина Боровикова.

Согласно данным Argus, общий импорт угля в Турцию в январе увеличился примерно на 400 тыс. тонн - до 3,2 млн тонн - по сравнению с январём 2019 года, а поставки из России выросли на 200 тыс. - до 1,3 млн тонн. Приоритетным направлением остаётся восток. Несмотря на увеличение отправок в южном направлении, по словам Ирины Ольховской, основным рынком сбыта для российского угля продолжают оставаться страны АТР. «Текущие возможности угольных компаний по увеличению объёмов экспорта на существующие и новые рынки сбыта напрямую зависят от реализации проекта развития Восточного полигона. Таким образом, дальнейшее развитие угольной отрасли сейчас зависит от ОАО «РЖД». Говорить о выходе на какие-то новые рынки сегодня сложно, необходимо удержать уже имеющиеся и развивать пропускные способности в восточном направлении. Все перспективные да и просто доступные рынки сбыта угля находятся именно там. Спрос на российский уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона продолжает сохраняться, носит устойчивый характер. На востоке уже введены в строй специализированные портовые мощности для обеспечения перевозок высокотехнологичной продукции, требующей наименьших усилий железнодорожников, - это как раз перевозки сырья, в частности угля», - рассказала Ирина Ольховская.

«Угольный рынок имеет давно сложившуюся конфигурацию, поскольку основные мировые потребители данной продукции расположены в Азиатском регионе, - рассказал «Гудку» генеральный директор сбытовой компании Mechel Carbon Евгений Горбунов. - Для «Мечела» ключевыми рынками сбыта являются Япония, Китай и Южная Корея, также мы развиваем вьетнамское направление. В 2019 году мы заключили ряд крупных контрактов, в том числе с новыми клиентами, и обеспечили себе понятный и гарантированный сбыт продукции в течение 2020 года». По его словам, компания «Мечел» ожидает сохранения высокого спроса на уголь со стороны потребителей стран АТР после окончания ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. Согласно оперативным данным ОАО «РЖД», в 2019 году отправка угля на экспорт по железной дороге выросла на 0,9% - до 208,3 млн тонн - на фоне относительно стабильного спроса на российский энергетический уголь на рынках стран Юго-Восточной Азии. «Производство и потребление угля на Западе стремительно снижается, поэтому для российских производителей не откроются новые рынки сбыта в западном направлении, - отмечает генеральный директор Национальной угольной ассоциации Сергей Борисов. - Однако экспорт в восточном направлении сокращаться не будет. Он однозначно сохранит свои объёмы, но об увеличении пока говорить рано, нужно смотреть квартальную динамику по секторам».

По прогнозам Минэкономразвития и Минэнерго, к 2035 году общая международная торговля углем вырастет примерно на 5-13%, то есть с текущих 1,45 до 1,52-1,64 млрд тонн. Перспективы роста Минэнерго связывает с растущим рынком АТР - на него приходится почти 80% всей торговли углем. Согласно проекту новой редакции программы развития угольной промышленности до 2035 года, потенциальный рост спроса на уголь примерно на 200 млн тонн должен обеспечить растущие потребности Индии, Вьетнама, Пакистана, Бангладеш, Филиппин, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. Увеличение спроса будет также происходить в странах Африки и на Ближнем Востоке. Перевозчик не остаётся в стороне. По словам Ирины Ольховской, угольные компании крайне благодарны ОАО «Российские железные дороги» за меры и действия, направленные на развитие экспортных перевозок угля, которые принимаются в условиях пандемии коронавируса. Напомним, в марте ОАО «РЖД» на 12,8% снизило тарифы на перевозку угля в направлении северо-западных и южных портов России, а также в направлении Китая транзитом через Казахстан. Кроме того, по данным Argus, ставки аренды полувагонов в текущем году уже снизились на треть по сравнению с концом 2019-го, что также обеспечило существенную экономию на транспортных расходах при поставках угля.

«Отмена пассажирских поездов, в том числе в мае и июне этого года, может позволить перевозчику нарастить объёмы экспорта угля на восток, что крайне позитивно скажется на угольной отрасли на фоне непростой ситуации с негативной ценовой конъюнктурой на западном направлении», - добавила госпожа Ольховская. По данным ОАО «РЖД», общая погрузка каменного угля в адрес морских портов в I квартале 2020 года составила более 79,3 млн тонн (+0,5% к аналогичному периоду 2019 года), из которых экспортного - 38,2 млн тонн (+0,9%). При этом в порты Дальнего Востока на экспорт перевезено более 22,1 млн тонн (+1,1%), Юга - 4,1 млн тонн (+27,2%), Северо-Запада - 12,1 млн тонн (-6%). В целом на сети РЖД в марте погружено 29,4 млн тонн каменного угля.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.