АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Проблемные вопросы взаимодействия с участниками ВЭД при совершении таможенных операций, влияющие на проведение таможенного контроля

28.01.2020
Проблемные вопросы взаимодействия с участниками ВЭД при совершении таможенных операций, влияющие на проведение таможенного контроля

Начальник Приволжской электронной таможни Сергей Александрович Жданович. 13 декабря 2019 г. состоялось расширенное заседание консультативного совета по взаимодействию с участниками ВЭД при Приволжском таможенном управлении. Представляем вашему вниманию доклад С. А. Ждановича. За 11 месяцев Приволжским ЦЭД выпущено более 300 тысяч товарных партий, в которых заявлено 1,3 млн товаров. Декларирование осуществляли 7 тысяч участников ВЭД. В процессе функционирования мы добились значительного сокращения сроков выпуска «безрисковых» товаров. Значительно возросло применение автоматических алгоритмов:
- авторегистрация составляет 93% и 76% при экспорте и импорте соответственно;
- состоялся автовыпуск 53% вывозимых товарных партий и 20% ввозимых. Поступило более 25 тысяч обращений декларантов о внесении изменений в декларации после выпуска товаров. В январе - около полутора тысяч КДТ, по итогам ноября - почти в два раза больше. Этому способствует значительное увеличение применения автоматических алгоритмов.

Зачастую КДТ поступает в течение получаса после автовыпуска или на следующий день. 6% таких деклараций подлежит корректировке. Доля остается стабильной при значительном увеличении данных показателей в абсолютном выражении. На слайде представлена жалоба на отсутствие действий инспектора по проверке заявленных сведений. На их неоднократность. В обращении указано на допущенную ошибку и отсутствие возможности оперативно её исправить. Возникает закономерный вопрос об «исходящем контроле» со стороны декларантов - обеспечении качества заполнения декларации перед её отправкой в таможенный орган. Приведу пример на основе отказов в регистрации декларации. В 85% случаев ЦЭД принимал решение из-за допущенных декларантом технических ошибок:
- некорректного заполнения 54 графы, - заявления льгот без указания оснований их предоставления, - неверного или неполного указания реквизитов документов. Зачастую, работниками декларанта не отслеживаются изменения в законодательстве. Например. С 10 ноября доверенность представителя или работника заявляется в 54 графе с новым кодом (было 11003, стало 11004). Однако по настоящее время отдельные декларации заполнены не в соответствии с «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».

После выяснения обстоятельств неверного указания сведений устанавливается, что декларантом своевременно не осуществлено обновление своих программных продуктов. И в половине случаев технически невозможно внести правильные сведения. Что напрямую влияет на качество подготовки документов. Другая часть ошибок выявляется после регистрации декларации. Конечно, часть из них устраняется до выпуска. Но при неверном заявлении сведений не только в декларации, но и при формализации документов - установить необходимость корректировки до выпуска невозможно и она переносится на этап после выпуска. Кроме того, представленные сейчас на слайде ошибки препятствуют прохождению автовыпуска товаров. Необходимо активизировать со стороны декларантов работу по контролю качества заполнения ДТ. Трудозатраты на внесение изменений приводит к нерациональному использованию ресурсов таможенного поста. Рост количества обращений - к увеличению сроков их рассмотрения и финансовым издержкам со стороны участников ВЭД. Основная функция ЦЭД - выпуск товаров, а не исправление ошибок в декларациях. Мы неоднократно на площадках консультативных советов говорили об этом, тем не менее ситуация не улучшается.

В начале года подавляющее большинство вопросов, поступающих на «Горячую линию» касались сроков совершения операций при регистрации и выпуске товаров. В настоящее время каждое третье относится к корректировке сведений. Внесение изменений и дополнений в декларацию осуществляется в соответствии со Спецификацией интерфейса взаимодействия и предполагает представление таможенному органу:
- обращения, за исключением отдельных случаев (за исключением внесения изменений при НТД, ПДТ, продлении срока действия таможенной процедуры, уплаты пени), - корректировки и - подтверждающих документов. Схема неизменна, но до настоящего времени мы продолжаем фиксировать:
- Ошибки при заполнении обращений, КДТ. Различия заявленных в них сведений. - Отсутствие подтверждающих документов. Законодательством четко определена обязанность декларанта одновременно с обращением и КДТ представлять документы. Данные факты приводят к отказам во внесении изменений. ЦЭДом принято более 1000 таких решений - 4% от рассмотренных обращений.

Отдельные отказы формируются информационной системой. Замечу, что повторное направление обращений не приводит к ускорению их рассмотрения. Кроме того, технология предусматривает проверку самого первого. Если целью направления последовательных сообщений является изменение уже поданной корректировки, то в данном случае декларанту необходимо обратиться в ЦЭД об отказе во внесении изменений по первому обращению. И дождаться получения отказа таможенного органа. В настоящее время отработано 92% обращений. В отдельных случаях необходимость внесения изменений в декларацию вызвана объективными причинами. Например, дополнением недостающих сведений при неполном и периодическом декларировании. Во-вторых, при представлении разрешительных документов после условного выпуска товаров, недостающих сведений в рамках контроля таможенной стоимости и классификации товаров, а также подтверждающих представление преференциальных льгот. Доля подобных обращений составляет 70%. 30% носит субъективный характер. 7 тысяч деклараций были заполнены неверно при их подаче и сопровождались неверно формализованными документами. Более подробно остановлюсь на обращениях данной категории.

На слайде отражены сведения об обращениях, представленных отдельными участниками ВЭД. Несмотря на значительные декларационные объемы, довольно устойчивую номенклатуру товаров и необходимость оперативного их использования, таможенный орган получает многочисленные обращения о внесении изменений. Сейчас представлены типичные ошибки, допущенные по субъективным причинам. Мы постарались сепарировать их по графам декларации. Это - сведения о декларанте и отправителе, характеристиках товаров, транспортных средств, уникальном номере контракта и представленных документов. Отдельно остановлюсь на ошибках при заявлении сведений для целей валютного контроля. Если декларация является подтверждающим документом по контракту и не будет направлена в уполномоченный банк, такие ошибки могут привести к:
- привлечению к административной ответственности (по статье 15.25 КоАП) за нарушение порядка представления в банк справки о подтверждающих документах (санкции применяются как к юридическому, так и к должностному, размер штрафа до 50 тысяч рублей и 5 тысяч рублей, соответственно);
- отказу банком в переводе средств;
- штрафным санкциям от контрагентов;
- наличию в ведомости банковского контроля некорректной информации, что приведет к проверкам контрольных органов. В течение последних месяцев значительно увеличилось количество обращений в связи с представлением документов по стране происхождения и неприменения антидемпинговых мер. В рамках Совета по этому вопросу запланировано отдельное выступление.

И в заключение хочу проинформировать о сложившемся порядке рассмотрения обращений с учетом действующего штатного программного обеспечения. Спецификация взаимодействия не позволяет в полной мере ранжировать их по степени срочности отработки. Все обращения попадают в единый список и отрабатываются чаще всего в порядке «живой» очереди. Корректировки по изменению номера транспортного средства и касающиеся, например, изменения классификационного кода по решениям таможенного органа визуально для инспектора ничем не отличаются. Учитывая общую заинтересованность: декларанта - в скорейшей корректировке ДТ, таможенного органа - в соблюдении сроков рассмотрения обращения, предлагаю сопровождать такие обращения официальным письмом. Пример представлен на слайде. Акцентирую внимание, что данное письмо не подменяет собой необходимость представления обращения (в установленных случаях) и обязательно подтверждающих документов через Спецификацию взаимодействия. Уверен, что комплекс совместных мероприятий будет способствовать успешному дальнейшему сотрудничеству с бизнес-сообществом.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.