АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
НАВИГАЦИЯ

Курские предприниматели обсудили вопросы внешнеэкономической деятельности

25.12.2019
Курские предприниматели обсудили вопросы внешнеэкономической деятельности

В Курске прошло заседании Комитета по содействию внешнеэкономической деятельности при Курской торгово-промышленной палате. В дискуссии по таможенной тематике приняли участие ведущие специалисты Курской таможни, представители промышленных предприятий Курской области, Администрации Курской области и эксперты Курской ТПП. В ходе заседания обсудили вопросы: услуги, предоставляемые Курской ТПП; внедрение автоматической регистрации электронных транзитных деклараций; о системе прослеживаемости товаров; об изменениях в таможенном законодательстве, касающихся деятельности уполномоченных экономических операторов; о необходимости своевременного предоставления в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров; о преимуществах использования предварительных решений и решений о классификации оборудования; об административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. Вице-президент Курской ТПП Елена Теслева в своем выступлении подробно остановилась на услугах, предоставляемых торгово-промышленной палатой курским участникам ВЭД. Это, прежде всего, подтверждение страны происхождения товаров, услуги переводчиков с иностранных языков. Курская ТПП предлагает участникам ВЭД новые услуги: оформление карт АТЭС (оформление деловых виз в 30 стран Азиатско-Тихоокеанского региона), организацию бизнес-миссий, услуги внештатных представителей ТПП в иностранных государствах, антикоррупционная экспертиза правовых актов и др.

Начальник отдела контроля за таможенным транзитом Андрей Ноздрачёв рассказал присутствующим о внедрении технологии автоматической регистрации электронных транзитных деклараций во всех российских таможенных органах, наделенных компетенций по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом, под таможенную процедуру таможенного транзита. В регионе деятельности Курской таможни авторегистрация электронных транзитных деклараций осуществлена на Курском и Крупецком таможенных постах. Внедрение автоматической регистрации электронных транзитных деклараций дает возможность сократить сроки совершения таможенных операций, связанных с регистрацией транзитных деклараций, а также минимизирует время нахождения транспортных средства с товаром в зоне таможенного контроля. Кроме этого, исключается субъективный фактор, поскольку процесс анализа сведений максимально автоматизирован. В основе успешного прохождения алгоритма авторегистрации транзитных деклараций лежит корректное заполнение полей транзитной декларации и качественная подготовка пакета электронных документов декларантом или таможенным представителем. Поэтому при заполнении транзитной декларации важно строго руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №289.

В своем выступлении начальник отдела таможенного контроля после выпуска товаров Елена Потапова рассказала о развитие системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров. В основе системы лежит соглашение глав государств-члeнов Евразийского экономического союза от 29 мая 2019 года «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза». Соглашение направлено на создание условий, исключающих использование схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, на подтверждение законности оборота товаров при их перемещении из одного государства - члeна ЕАЭС в другое, а также на обеспечение контроля за операциями, связанными с оборотом товаров. Прослеживаемость представляет собой организацию учета товаров и операций, связанных с их оборотом, с использованием соответствующих национальных систем. Она будет осуществляться в отношении товаров, включенных в перечень, утверждаемый Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).

Система основана на идентификации партий товара по номеру декларации на товары и номеру товарной позиции в ней, позволяет связать в единую цепочку все операции с товаром в процессе его жизненного цикла, а также обеспечить ведение его количественного учета. В РФ с лета 2016 года введена обязательная маркировка изделий из меха, с февраля 2017 года стартовала добровольная маркировка лекарств (обязательной она станет с 1 января 2020 года). Обязательной станет маркировка: с 1 марта 2020 года - обуви; с 1 июня 2020 года (до 1 декабря 2020 переходный период) - молочной продукции; с 1 июля 2020 года - табачных изделий; с 1 июля 2020 года - изделий легкой промышленности (отдельные виды одежды, постельное белье), с 1 ноября 2020 года - шины; с 1 октября 2020 года - духи; с 1 июня 2020 отдельные виды фототоваров и другое. Ожидается, что к 2024 году в России будет создана система, которая позволит отслеживать товары от производителя до конечного потребителя. Планируется, что это позволит контролировать оборот и легальность происхождения товаров.

Далее Елена Александровна рассказала об изменениях в таможенном законодательстве, касающиеся деятельности уполномоченных экономических операторов. С 16 декабря 2019 ФТС России в тестовом режиме принимает заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО) в виде электронных документов. С 1 января 2020 года приём заявлений о включении в реестр УЭО в электронном виде перейдет из тестового режима в постоянный. Свидетельство о включении в реестр УЭО будет также выдаваться в виде электронного документа. Ранее ФТС России принимала заявления о включении в реестр УЭО и выдавала свидетельства о включении в данный реестр только на бумажном носителе. В регионе деятельности Курской таможни специальные упрощения применяют две организации, имеющие статус уполномоченного экономического оператора. Ими, в том числе с применением специальных упрощений, в 2019 году произведено декларирование товаров по 6842 декларациям на товары, их стоимость составила более 144,8 млн долларов США, сумма уплаченных таможенных платежей превысила 1,6 млрд рублей.

В ходе дискуссии присутствующие обсудили преимущества получения статуса уполномоченных экономических операторов и имеющиеся проблемы, в частности, очень высокие требования к кандидатам по техническому оснащению, финансовым обязательствам, требованиям к территориям, открытости коммерческой информации и др. Начальник отдела таможенной статистика Ольга Позднякова напомнила присутствующим, ведущим или планирующим взаимную торговлю со странами-участниками ЕАЭС (Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией), о необходимости своевременного предоставления в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров. Статистическую форму следует создавать в Личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности на официальном сайте Федеральной таможенной службы в разделе «Статистическое декларирование», где также размещены подробные инструкции для участников взаимной торговли о порядке заполнения и отправки статистических форм. В случае непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления статистической формы, содержащей недостоверные сведения, предусмотрено привлечение лиц к административной ответственности по статье 19.7.13 КоАП России. Это влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц и должностных лиц. Большое количество нарушений, совершается субъектами малого и среднего предпринимательства. Нарушение в основном совершается впервые. Зачастую, нет понимания, что отчитываться о торговых операциях с контрагентами из стран Евразийского экономического союза надо не только перед налоговой, но и перед таможенной службой. И если первый раз наказание для субъектов МСП в виде предупреждения, то повторное нарушение влечет солидный штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей.

Ольга Ивановна обратила внимание присутствующих, что датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления (по почтовому штемпелю) или дата фактической передачи в таможенный орган статистической формы на бумажном носителе, либо дата автоматической регистрации статистической формы, поданной в виде электронного документа с использованием ЭП. Особое внимание уделила преимуществам подачи статистической формы с использованием электронной подписи. Довела информацию о том, что, возможно, уже в ближайшее время единственным способом подачи статформ станет электронный документ, формируемый с помощью электронной цифровой подписи. О существующих механизмах классификации товаров в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС, которая осуществляется таможенными органами и значительно упрощает перемещение участниками ВЭД товаров через таможенную границу, рассказала главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Ирина Зубченко.

Предварительные решения о классификации товаров в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС (ПРК) и решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени (РК) участники ВЭД могут получить заранее. Это позволяет им получить информацию о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС, рассчитать суммы причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов, избежать при декларировании запроса дополнительных документов, применения дополнительных форм таможенного контроля (таможенный досмотр), тем самым значительно ускорить и упростить процесс таможенного декларирования и таможенного контроля. Предварительные решения о классификации товаров принимается в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФТС России от 18.04.2012 №760, действует в течение 5 лет, обязательно для всех таможенных органов, однако его получение предполагает обязательное его предъявление участником ВЭД при таможенном декларировании.

В своем выступлении Ирина Николаевна отметила также существенные преимущества получения участниками ВЭД решения о классификации товаров - декларирование отдельных компоненты товара по коду ТН ВЭД комплектного оборудования; получение одного разрешительного документа; возможность сборки оборудования по мере ввоза компонентов, а также осуществление поставок частей оборудования на протяжении значительного периода времени (до 6 лет). Подать заявление на получение ПРК или РК можно через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через Личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС России. Данные механизмы позволяют воспользоваться возможностями технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска, которые заметно ускоряют процесс прохождения таможенных операций,- в заключение отметила Ирина Зубченко. Далее выступила заместитель начальника отдела административных расследований Наталья Хатина, которая напомнила участникам ВЭД об административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. По итогам работы за 11 месяцев 2019 года Курской таможней всего возбуждено 2466 дел об АП, из них 496 дел об АП (20%) в отношении участников ВЭД Курской области (271 дело об АП - в отношении юридических лиц, 51 дело об АП - в отношении индивидуальных предпринимателей, 94 дела об АП - в отношении должностных лиц, 80 дел об АП в отношении физических лиц). Наибольшее количество административных нарушений связано с несоблюдением обязанностей по предоставлению в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров при взаимной торговле с государствами ЕАЭС. За 11 месяцев 2019 года за нарушение порядка представления статформ таможней возбуждено 274 дела об АП по ст.19.7.13 КоАП РФ (55% от всего количества дел об АП). За административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) возбуждено 212 дел об АП (43%), из которых 60 дел об АП возбуждено по ст.16.2 КоАП РФ (недекларирование или недостоверное декларирование товаров), 55 дел об АП по ст.16.3 КоАП РФ (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров), 75 дел об АП возбуждено по ст.16.15 КоАП РФ (непредставление в установленный срок отчетности в таможенный орган, либо представление отчетности содержащей недостоверные сведения).

В ходе своего выступления Наталья Хатина рассказала о причинах способствующих совершению правонарушений:
- незнание положений законодательства, регулирующего порядок представления статистической отчетности, таможенного, валютного законодательства;
- ненадлежащая организация работы внутри предприятий, связанная с предоставлением статистической отчетности в таможенный орган, с предоставлением справок и подтверждающих документов в банки, с таможенным декларированием, соблюдением таможенных правил и норм и другое. В ходе живого и открытого обмена мнениями присутствующие детально обсудили изменения в таможенном законодательстве и в деятельности таможенных органов, остановились на практике таможенного администрирования и применения перспективных информационных технологий. Все отметили взаимную полезность подобных встреч для развития внешнеэкономической деятельности в Курской области.

Проект «Виртуальная таможня» создан при участии Корпорации EMCTC.
© 1998-2023 Виртуальная таможня России. Все права сохранены.